Учет фактора риска и неопределенности при принятии управленческих решений.
Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;
Подходы к принятию управленческих решений;
Требования к управленческому решению;
Классификация управленческих решений;
Сущность управленческого решения;
Тема 1. Управленческое решение
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Решение – это выбор одной из множества рассматриваемых альтернатив (вариантов). Этот выбор осуществляется по некоторым критериям, которые позволяют оценивать альтернативы с точки зрения одной или нескольких целей.
Управленческое решение рассматривается как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
В некоторых источниках решение трактуется и как процесс, и как выбор, и как результат выбора.
Решение как процесс, характеризуется тем, что оно протекает во времени, и осуществляется в несколько этапов. Уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
|
|
Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение, с помощью определенных правил.
Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант, проект).
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, минимизации или решения проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным.
Наличие проблемы является фактором, активизирующим усилия менеджера.
Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании существования проблемы.
Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующими и желаемыми значениями результата.
Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности организации или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров.
Определение проблемы – это ответ на вопросы: Что происходит или будет происходить в организации? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит?
Определение проблемы и ее формулирование позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.
В основу определения приоритета проблемы могут быть положены такие факторы, как:
– последствия проблемы;
|
|
– воздействие на организацию;
– срочность проблемы и ограничения во времени;
– мотивированность и наличие способностей у участников организации или ее партнеров;
– возможность проблемы решаться самостоятельно или в ходе решения других проблем.
После обнаружения и осознания проблемы осуществляется ее диагностика.
Диагностика проблемы представляет собой анализ величины и соотношений параметров (показателей) организации рыночной и институциональной среды, а также изменение этих соотношений.
Первая фаза в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
К некоторым общим симптомам болезни организации относятся:
- низкие прибыль, сбыт, производительность и качество;
- чрезмерные издержки;
- многочисленные конфликты;
- большая текучесть кадров.
Обычно несколько симптомов дополняют друг друга.
Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. Осознание связи проблемы с появлением того или иного фактора или их комбинации состоит в установлении логических причинно-следственных связей.
Проблема носит функциональный характер, если она проявляется на уровне функций организации. Это наиболее сложный и ресурсоемкий тип проблемы, требующий перестройки и изменения всей организации в целом. При изменении функций организации должны изменяться структура и значение параметров проблемы.
Проблема имеет структурный характер, если она может быть решена при изменении структуры организации. Необходимость в структурных изменениях может возникнуть, например, при смене маркетинговой стратегии, разработке нового товара, переходе на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (лизинг, факторинг и др.).
Проблема носит параметрический характер, если она может быть устранена изменением только параметров организации.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
– Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворить)?
– Как делать (по какой технологии)?
– С какими производственными затратами делать?
– В каком количестве?
– Где (место, производственное помещение, персонал)?
– Кому поставлять и по какой цене?
– Что это даст инвестору и обществу в целом?