Структура УД

Предметное содержание УД

Характеристики УД

Понятие учебной деятельности (УД), ее основные характеристики

Понятие учебной деятельности неоднозначно. В узком смысле (по Д.Б.Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

В широком смысле (по С.Л.Рубинштейну) – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку.

1. УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. в УД осваиваются общие способы действий и научные понятия (а не житейские, которые были освоены до школы);

3. Общие способы действия предваряют решение задач (в сравнение с методом проб и ошибок);

4. УД ведет к изменениям в самом субъекте (совершенствование, формирование личности);

5. УД как активная форма учения ведет к изменениям психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий;

6. УД имеет общественный характер по содержанию, по смыслу и по форме.

- по содержанию: направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

- по смыслу: она общественно значима и общественно оцениваема;

- по форме: т.к. соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, гимназиях, колледжах, институтах).

Как любая деятельность УД характеризуется:

- субъектностью,

- активностью,

- предметностью,

- целенаправленностью,

- осознанностью

имеет свою структуру и содержание.

Предмет любой деятельности, это то, на что направлена деятельность. Предметом УД может быть:

- усвоение знаний,

- овладение обобщенными способами действий,

- приемы и способы учебных действий;

- учебные программы и алгоритмы их усвоения.

Средства и способы УД

К средствам УД относят:

1. интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация).

2. знаковые средства (таблицы, карточки, схемы и пр.), языковые, вербальные в форме которых осваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3. фоновые знания, в которые включается новое знание.

В учебном процессе с овладением ЗУН одновременно идет овладение средствами УД.

Способы УД могут быть очень разнообразными, это ответ на вопрос: Как учиться? Каким способом получать знания? Они делятся на:

- репродуктивные,

- проблемно-творческие

- исследовательско-познавательные.

УД имеет структуру, состоящую из следующих компонентов:

- мотивация,

- учебная задача,

- учебные действия,

- контроль, переходящий в самоконтроль,

- оценка, переходящая в самооценку.

УД, как любой интеллектуальный акт характеризуется тем же строением, а именно: наличием мотива, плана (замысла программы), исполнением (реализацией), контролем.

Мотивация является не только важнейшей характеристикой УД, но и самого субъекта этой деятельности. Она может быть внешней и внутренней по отношению к учебной деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности, как субъекта этой деятельности.

УД как совокупность побудителей, включает коммуникативно-побудительную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения.

Учебные ситуации и задачихарактеризуются тем, что учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения. Учащийся при этом поучает образцы и указания для нахождения общих способов решения задач отдельного класса.

Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий для решений конкретных задач.

Контроль преподавателя направлен на обобщение результатов учебных действий с заданными образцами. Контроль может переходить в самоконтроль субъекта учебной деятельности.

Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач. Внешние оценочные действия преподавателя переходят во внутренние – самооценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: