Предметное содержание УД
Характеристики УД
Понятие учебной деятельности (УД), ее основные характеристики
Понятие учебной деятельности неоднозначно. В узком смысле (по Д.Б.Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
В широком смысле (по С.Л.Рубинштейну) – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку.
1. УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2. в УД осваиваются общие способы действий и научные понятия (а не житейские, которые были освоены до школы);
3. Общие способы действия предваряют решение задач (в сравнение с методом проб и ошибок);
4. УД ведет к изменениям в самом субъекте (совершенствование, формирование личности);
5. УД как активная форма учения ведет к изменениям психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий;
6. УД имеет общественный характер по содержанию, по смыслу и по форме.
- по содержанию: направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
- по смыслу: она общественно значима и общественно оцениваема;
- по форме: т.к. соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, гимназиях, колледжах, институтах).
Как любая деятельность УД характеризуется:
- субъектностью,
- активностью,
- предметностью,
- целенаправленностью,
- осознанностью
имеет свою структуру и содержание.
Предмет любой деятельности, это то, на что направлена деятельность. Предметом УД может быть:
- усвоение знаний,
- овладение обобщенными способами действий,
- приемы и способы учебных действий;
- учебные программы и алгоритмы их усвоения.
Средства и способы УД
К средствам УД относят:
1. интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация).
2. знаковые средства (таблицы, карточки, схемы и пр.), языковые, вербальные в форме которых осваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
3. фоновые знания, в которые включается новое знание.
В учебном процессе с овладением ЗУН одновременно идет овладение средствами УД.
Способы УД могут быть очень разнообразными, это ответ на вопрос: Как учиться? Каким способом получать знания? Они делятся на:
- репродуктивные,
- проблемно-творческие
- исследовательско-познавательные.
УД имеет структуру, состоящую из следующих компонентов:
- мотивация,
- учебная задача,
- учебные действия,
- контроль, переходящий в самоконтроль,
- оценка, переходящая в самооценку.
УД, как любой интеллектуальный акт характеризуется тем же строением, а именно: наличием мотива, плана (замысла программы), исполнением (реализацией), контролем.
Мотивация является не только важнейшей характеристикой УД, но и самого субъекта этой деятельности. Она может быть внешней и внутренней по отношению к учебной деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности, как субъекта этой деятельности.
УД как совокупность побудителей, включает коммуникативно-побудительную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения.
Учебные ситуации и задачихарактеризуются тем, что учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения. Учащийся при этом поучает образцы и указания для нахождения общих способов решения задач отдельного класса.
Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий для решений конкретных задач.
Контроль преподавателя направлен на обобщение результатов учебных действий с заданными образцами. Контроль может переходить в самоконтроль субъекта учебной деятельности.
Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач. Внешние оценочные действия преподавателя переходят во внутренние – самооценку.