Прогресс информационно-коммуникацинных технологий и система СМИ

ЛЕКЦИЯ 15

Дигитализация + конвергенция = индивидуализация.

Прогресс в развитиии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере средств массовой информации и его последствия исследователи не определяют однозначно. Развитие ИКТ означает технологическую эволюцию традиционных медиасистем, вследствие чего представления о каждом элементе системы СМИ расширяются – для них все труднее подобрать исчерпывающие определения: например, телевидение сегодня – это не только эфирное вещание, но и кабельные сети, спутниковые каналы, Интернет-телевидение. Появление различных источников энергии для радиоприемников, развитие способов распространения радиосигнала расширяют традиционные представления и о радивещании (радиоприемники, встроенные в мобильные телефоны). Использование информационно-коммуникационных технологий в создании, хранении и распространении информации создает единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные коммуникационные услуги и информационные продукты. В основе происходящих изменений лежат процессы дигитализации и конвергенции.

Дигитализация (digitalizaition - англ. - цифровизация ) - процесс перевода всех форм содержания СМИ (текстовой, графической, звуковой) в цифровой формат. Печатное слово, звук, цвет, изображение сохраняются и распространяются посредством бесконечного количества комбинаций «0» и «1». Цифровой формат позволяет осуществлять его распространение содержания (контента) в различных формах по любому каналу электронной коммуникации - независимо от конкретной индустрии СМИ и технологической платформы - легко и быстро. Рамки традиционных СМИ (пространство, время и финансовые ресурсы) больше не являются преградами ни для создателей информации, ни для ее получателей. Ежедневные газеты, журналы или радиостанции, создающие свои Интернет-версии, становятся доступными аудитории в любое время суток, в любой стране мира. Ближайшая перспектива развития Интернет-технологий, уже изменивших каналы распространения радио и прессы, - широкополосные линии связи: передача по глобальной сети кинофильмов и телевизионных программ.

Дигитализация стирает различия между различными СМИ, «уравнивает» их содержание и ведет к их конвергенции. Конвергенция (сonvergo – лат. – приближаюсь) – слияние, взаимоуподобление; в контексте функционирования СМИ это процесс интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ – компьютеров, телевизоров, телефонов, а также передаваемых ими содержательных информационных продуктов. Процессы конвергенции происходят на нескольких уровнях – на уровне технологий, на уровне индустрии, на уровне содержания.

Процессы конвергенции на уровне технологий – это слияние технологий распространения и производства информации, позволяющее СМИ разных форматов вещания (от кабельных сетей до беспроводной спутниковой связи) доставлять аудитории одинаковые типы содержания. Важная характеристика новых СМИ – привязка к экрану (экран телевизора, компьютера, мобильного телефона).

Конвергенция на уровне индустрий проявляется в том, что отрасли, связанные с производством содержания для СМИ, интегрируются с отраслями, производящими оборудование: возникают альянсы между секторами издательской, печатной, видео- и киноиндустрий и технологическими секторами экономики (промышленные предприятия по производству бытовой техники и информационных технологий, программного обеспечения для персональных компьютеров). Пример, ставший хрестоматийным: создание в 2000 г. крупнейшего в мире конгломерата АОL-Тime Warner (АTW), объединившего предприятия по производству содержания (журналы, киностудии, телевизионные сети) c провайдерами доступа в Интернет. Эта сделка ознаменовала открытие новых возможностей для развития информационного бизнеса и электронной коммерции – продажи товаров и услуг через Интернет.

Конвергенция на уровне содержания приводит к слиянию различных средств массовой информации: один и тот же материал журналист может предложить как редакции газеты, так и теле- (радио) программе или on-line-изданию.

Ключ к пониманию цифровых технологий, по мнению авторов исследования «Основы воздействия СМИ» Д. Брайанта и С. Томпсона, «можно выразить тремя словами на букву К: компрессия, конверсия и конвергенция. Цифровые технологии позволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые аналоговые формы - другими словами – сжимать, или компрессировать информацию. К тому же оцифровывание делает возможным интеграцию, или конверсию (переведение) этой сжатой информации в компьютерные системы и их приложения. В результете вещательная сеть, беспроводная связь и телекоммуникации конвергируют – сближаются между собой, благодаря их способности делиться информацией друг с другом».

Цифровой формат задает медиасодержанию дополнительные характеристики – мультимедийность и интерактивность. Мультимедийность – следствие конвергенции текста, звука и изображения, передаваемых одновременно

посредством кабельных сетей, спутниковой связи, радиолиний или комбинации этих технологий. Интерактивность – возможность осуществлять обратную связь с поставщиком (провайдером) содержания. Качество интерактивности приводит ко все большей индивидуализации выбора и потребления информации: аудитория и ее конкретные представители имеют возможность не только отбирать содержание в соответствии с личными потребностями и интересами, но и создавать свое собственное, формируя собственную «повестку дня».

Новому цифровому формату требуется более широкая пропускная способность (разветвленная сеть). Такие сети распространяются в настоящее время по всему миру. Новый этап в развитии телекоммуникаций еще в 1995 г. описывал исследователь У. Ходж: «Высокоразвитые телекоммуникационные сети, предоставляющие услуги связи и информационные услуги по всей стране и всему миру, обеспечат поставку практически неограниченного количества каналов видео, телефонии, коммутируемой информации, деловой информации. Такие сети будут предоставлять следующие услуги (так называемый видеотональный вызов): вещательное видео, ТВ со сдвигами во времени, платное ТВ, услуги мультимедиа, каналы премиум-класса, видео по требованию, покупку товаров из дома, телеобразование, интерактивные игры». Для информационно богатых стран и крупных мегаполисов это - уже привычная «реальность».

Немаловажно, что качество интерактивности приводит к изменениям в экономике СМИ. Средствам массовой информации, экономически зависящим от размера аудитории, которой адресуется сообщение, в изменившихся условиях «удерживать» эту массовую аудиторию оказывается довольно проблематичным: интерактивность (индивидуализация выбора и потребления) ведет к потере массовых аудиторий предприятиями СМИ, к отказу СМИ от ориентации на массовые аудитории в распространении информационных и рекламных сообщений.

Результатом воздействия прогресса ИКТ на деятельность СМИ является не только индивидуализация информационного потребления, но и индивидуализация информационного производства. В то время как количество людей, задействованных в производстве информационных продуктов, сокращается, спектр профессиональных требований к сотрудникам СМИ – расширяется. Сегодня востребованы специалисты, владеющие «мультимедийными» навыками: умеющие не только создавать тексты, но и свободно пользоваться технологиями обработки содержания - иллюстраций, графиков, звука и фото- видеоизображения - с помощью компьютера.

Литература

Белл Д. Экономика в информационном общества. // Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. II. Cост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. - Новосибирск, 2004.

Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999.

Иноземцев В.Л. Дихотомия труда и творчества// В сб. Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. I. Cост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. - Новосибирск, 2004.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003.

Кастельс М. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей // Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. II. - Новосибирск, 2004.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: