double arrow

Человек в мире информации: социально-психологические исследования

ЛЕКЦИЯ 16


Изучение особенностей коммуникации, происходящей с помощью новых информационных технологий, – задача социальной психологии. В центре внимания исследователей - не технологический, а «человеческий» аспект: как меняется общение, деятельность и сознание человека в новом обществе, где основным капиталом, ресурсом и средством производства cтала информация? Какова «человеческая» составляющая современного мира массовых коммуникаций и электронных средств связи? На практику прикладных социально-психологических исследований оказали влияние теоретические концепции информационного общества. Как соотносятся концепции/прогнозы теоретиков «информационного общества» и реальность информационного мира? Реальность оказалось весьма отличной от футурологических прогнозов – утверждает исследователь Е.П. Белинская.

Какие же изменения произошли в социальной структуре общества вследствие воздействия новых информационных технологий? Чтобы увидеть отличие выводов, сформулированных социальными психологами по результатам прикладных социально-психологических исследований, от «классической» трактовки признаков информационного общества, сначала повторим важнейшие параметры, характеризующие информационное общество (в интерпретации Е.П. Белинской):

- переход экономических и социальных функций от капитала к информации;

- фактором социальной дифференциации является не собственность, а уровень знаний;

- симбиоз социальных организаций и информационных технологий, возможность алгоритмизации и программирования социальных процессов.

Оказалось, что «формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширением возможностей накопления и переработки информации (как это представлялось классикам), сколько новыми формами коммуникации». Принципиальные изменения процесса и форм коммуникации, отмечаемые Е.П. Белинской:

- вследствие глобализации средств массовой информации и коммуникации происходит «насильственное» распространение западной культуры по всему миру;

- характерной особенностью современной коммуникации является необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним;

- обострение традиционной проблемы коммуникации – доверия/недоверия к передаваемой информации.

Все эти изменения привели к тому, что «сегодня теоретики информационного общества фактически отождествляют процессы коммуникации и развития социальных структур: яркими примерами могут служить концепции Н. Лумана и М. Кастельса. Таким образом, существенно изменился первый параметр оценки информационного социума: не информация, а коммуникация оказывается его «смыслообразующим стержнем».

Пересмотру «подверглась» и еще одна из классически выделяемых характеристик информационного общества – о роли знания как основы социальной стратификации. Выяснилось, что понятия знания и информация – не тождественны (как мы читаем у Д. Белла), скорее следует говорить о степени доступа к информационным кодам как основании социальной стратификации, чем о степени овладения тем или иным теоретическим знанием. Причем, необходимо учесть, что доступность информационных кодов как критерий стратификации – также не всегда «работает»: с одной стороны, источники информации как таковые объективно доступны, с другой же – в силу неравномерности их распределения (особенно очевидной в российских реалиях) различные социальные группы и индивиды имеют разные информационные возможности.

По мнению социальных психологов, процесс коммуникации в мире электронных технологий с преобладанием готового программного обеспечения и требованием все менее специализированных знаний выдвигает на лидирующие социальные позиции людей, обладающих разнообразием и гибкостью когнитивных стилей (когнитивный – умственный, связанный с проблемами познавательной деятельности). Возрастающая скорость информационных потоков требует быстроты и точности принятия решений во всех сферах социальной практики, что может быть достигнуто лишь за счет их меньшей коллегиальности и большей конфиденциальности. Поэтому формирование технократических элит связано не только и не столько их «близостью к информации», а, скорее, объективными изменениями социальной коммуникации.

Таким образом, делает вывод Е.П. Белинская: «изменился и второй параметр оценки информационного социума: не уровень знаний, а характер отношения к информации становится основанием нового социального прогресса».

Относительно третьей характеристики информационного общества – о возможности алгоритмизации социальных процессов: выяснилось, что сетевые формы организации производства и связанное с этим распространение сетевого принципа коммуникации затрудняют программирование – в связи с необходимостью «достраивания» как производственного, так и коммуникативного процесса. Исследования практики деятельности виртуальных производственных форм и Интернет-сообществ (как воплощения идеи сетевых форм организации) показывают: перенос информационных потоков в Интернет затрудняет контроль над ними со стороны тех или иных социальных институтов. Это связано с фактом исчезновения привычных «ответственных лиц», на которых можно было бы оказать давление. В Мировой Паутине появляются «информационные брокеры» - люди или группы людей, играющие ключевую роль в организации коммуникации и распространении ее новых норм и правил. Наконец, децентрализация и «умножение» субъекта электронной коммуникации (новые возможности «коллективного авторства» и «игр с идентичностью») также ставят под сомнение вероятность управления социальными процессами и/или

возможность их программирования. Таким образом, изменился и третий параметр «классической» характеристики информационного общества: на смену идее о грядущей «интеллектуальной рациональности» человека информационного века пришло утверждение о присущей ему принципиальной иррациональности, незавершенности, неопределенности.

Основные «интерпретационные векторы» прикладных социально-психологических исследований информационного мира таковы:

- любые технологические изменения требуют адекватного ответа со стороны человека и общества: новая технология «провоцирует» новое социокультурное содержание;

- накопление объемов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации субъектом.

Литература

Белинская Е.П. Человек в информационном мире. // Социальная психология. М., 2002. С. 205.

Иноземцев В. Л. «Вечные ценности» в меняющемся мире. // Свободная мысль - ХХI. 2001. - № 8.

Ричард Харрис. Психология массовых коммуникаций. Москва., 2002.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: