Основные элементы стратегии
Основные понятия стратегии.
Организации.
Тема 15. Стратегии функционирования и развития
Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также ее позиции в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия предприятия (фирмы) — это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных целей (при ограниченных ресурсах).
Сущность выработки и реализации стратегий состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Если миссия задает общие ориентиры деятельности, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде стратегических целей. Таким образом, стратегия является этапом на пути к реализации миссии организации.
|
|
Основные элементы стратегии следующие:
■ система (перечень) целей;
■ приоритеты в распределении ресурсов;
■ правила осуществления управленческих решений.
Стратегическое управление предусматривает создание центров руководства каждой стратегической целью, которые оценивают и стимулируют производственные подразделения и их руководителей по степени достижения ими стратегических целей.
Система целей (общие и специфические) рассматривалась в разделе 14.
Приоритетное распределение ресурсов — это направление ресурсов на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем.
Правила осуществления управленческих действий: оценка работы персонала, регламентация внутренних отношений, выполнение различных смешанных операций, контакт с внешней средой.
- конкурентные преимущества (качество продукции и услуг, низкие издержки и др.);
- характер выпускаемой продукции (послепродажное обслуживание, особенности сбыта и др.);
- организационные факторы (внутренняя структура, система управления и др.);
- ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые);
- потенциал развития предприятия (инновации, расширение масштабов и др.);
- культура и компетентность управления (уровень предприимчивости руководства, способность к лидерству, внутренний климат в коллективе);
- степень риска деятельности предприятия.