Содержание алгоритма выработки стратегии.
Алгоритм выработки стратегий представлен на рис. 15.2. Выработка стратегий невозможна без сбора информации.
Источники информации:
• бухгалтерская и статистическая отчетность;
• текущие наблюдения специалистов подразделений (снабжения, сбыта, информационных служб);
• посредники и партнеры (покупатели, продавцы, работники банков, кредитных учреждений, страховых компаний, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные работники и др.);
• публикации (книги, каталоги, справочники, журналы, газеты, рекламные проспекты и проч.);.
• промышленная разведка (сбор информации о конкурентах, об особенностях руководства).
Анализ собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития предприятия. Эти выводы носят характер прогноза.
Прогноз — это система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.
Рис. 15.2. Оценка выбранной стратегии
Составление прогнозов или прогнозирование заключается:
во-первых, в научном анализе экономических, социальных, технических, организационных процессов, происходящих на предприятии, и причинно-следственных связей между ними, выявлении узловых проблем, которые необходимо решать;
во-вторых, в формировании конкретных задач для подразделений предприятия;
в-третьих, в обосновании и составлении различных вариантов развития предприятия, его кадрового, производственного и научно-технического потенциала.
Прогнозы разрабатываются в виде либо качественных характеристик (утверждающих о возможности или невозможности каких-либо событий), либо количественных (точечных, интервальных оценок показателей и степени вероятности их достижения).
Методы прогнозирования:
• Экстраполяция (в условиях определенности) — перенесение
на будущее существующих тенденций развития предприятия (метод
пригоден только для стабильных условий).
• Математическое моделирование.
• Экспертные оценки (в условиях неопределенности).
На основе прогнозирования составляются сценарии — подробное описание последовательности событий, ведущих к предсказанному состоянию предприятия.
Варианты сценариев:
• оптимистичный;
• реалистичный;
• пессимистичный.
На основе сценариев разрабатывается курс действий — система целей и ориентиров для принятия решений (например, на повышение качества выпускаемой продукции).
Норму поведения и способы выполнения этих действий называют правилами. Набор правил, выполняемых в определенной последовательности, называют процедурой.
Оценка выбранной стратегии осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли ли она к достижению предприятием своих целей. Это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям предприятия, то дальнейшая ее оценка производится по ряду направлений:
A. Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям внутренней и внешней окружающей среды
Проверяется:
1)насколько стратегия завязана с требованием со стороны основных субъектов окружения;
2)в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики
развития жизненного цикла продукта;
3)приведет ли реализация стратегии к появлению новых конку
рентных преимуществ и т.п.
Б. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям предприятия
Вданном случае оценивается:
1)насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями;
2)соответствует ли стратегия возможностям персонала;
3)позволяет ли существующая структура успешно реализовать
стратегию;
4)выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
B. Приемлемость риска, заложенного в стратегии
Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:
1) реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии;
2) к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;
3) оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.