Стратегии быстрого и умеренного роста (концентрированного, интегрированного, дифференцированного). Комбинированные стратегии.
Первую группу стратегий составляют стратегии концентрированного роста, связанные с изменениями продукта и/или рынка, но не затрагивающие при этом три других элемента. Улучшение производимого продукта или начало производства нового не меняет отрасли деятельности организации в условиях поиска улучшения положения на существующем рынке, либо перехода на новый рынок. Можно выделить следующие конкретные типы стратегий данной группы:
Стратегия усиления позиции, которая на рынке направлена на завоевание данным продуктом на данном рынке лучших позиций посредством больших маркетинговых усилий. Для этого маркетинговая деятельность Должна быть активизирована в сторону продвижения рекламы к потребителю по тем каналам (пресса, радио, телевидение, почтовая рассылка и т. д.), которые с большей вероятностью используются реальными и потенциальными клиентами. Она допускает также «горизонтальную интеграцию» для попытки установить контроль над своими конкурентами. Этого можно добиться путем переговоров с ними, определения иных цен на свою продукцию и услуги, посредством проведения активной маркетинговой стратегии, которая вынудит конкурентов перестраиваться на ходу, а также за счет приобретения части их сбытовой сети или же филиалов и т. п.
|
|
Стратегия развития рынка, которая предполагает, с одной стороны, поиск новых рынков сбыта, а с другой - активные маркетинговые действия по расширению границ уже имеющегося рынка, для чего можно использовать потенциал продаж сопутствующих товаров и услуг, послепродажное обслуживание, сокращение времени производства товаров и услуг, повышение их качества, расширение ассортимента и т. д.
Стратегия развития продукта, которая направлена на производство его новой модификации или же вообще нового продукта с последующей их реализацией на уже освоенном рынке. Данная стратегия в условиях скачкообразного характера НТР и НТП становится доминирующей, т. к. позволяет организациям контролировать рынок более надежно - с помощью новинок, которые конкурентам надо либо разработать, либо довольствоваться позицией работы на резко сократившемся рынке за счет переориентации клиентов на предложенные новинки. Все более характерной тенденцией мировой экономики становится ее трансформация в сторону производства одноразовых продуктов. Это касается все большего ассортимента бытовых товаров, товаров повседневного спроса и даже структур управления, создающихся для выполнения конкретного проекта и распадающихся после его реализации.
|
|
Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии интегрированного роста, предполагающие расширение организации путем добавления новых структур. Это происходит тогда, когда она не может осуществлять стратегии концентрированного роста и когда интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям, будучи реализован как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. В обоих случаях происходит изменение положения организации внутри отрасли. Можно выделить два основных типа стратегий интегрированного роста:
Стратегия обратной вертикальной интеграции, которая направлена на рост организации за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение и уменьшающих зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в цент доходов.
Стратегия впереди идущей вертикальной интеграции, которая направлена на рост организации посредством приобретения либо усиления контроля над системами распределения и продаж, когда посреднические услуги очень расширяются или трудно найти необходимое их качество. Эта очень часто используется иностранными фирмами на отечественном рынке, т. к. они испытывают значительные трудности в организации сбыта своей продукции на новом рынке. Для белорусских организаций данное обстоятельство открывает хорошие перспективы для сотрудничества путем предложения своих услуг по изучению рынка, а также продвижению товаров там, где они имеют для этого наилучшие возможности.
Третьей группой эталонных стратегий являются стратегии диверсифицированного роста, реализуемые тогда, когда фирмы не могут дальше развиваться на данном рынке с производимым продуктом или услугой в прежней отрасли. Можно выделить три стратегии данной группы:
Стратегия центрированной диверсификации, которая базируется на поиске и использовании организацией дополнительных возможностей в существующем бизнесе для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает на основе возможностей, заключенных в старом бизнесе, рынке, технологии и т. д.
Стратегия горизонтальной диверсификации, которая предполагает поиск возможностей для роста на существующем рынке, но с новым продуктом или услугой, требующими новой технологии в рамках уже имеющихся возможностей у организации, например, в области поставок необходимого сырья и комплектующих. Новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта и поэтому по своим характеристикам он должен быть по отношению к последнему сопутствующим. Эта стратегия получила широкое распространение на автозаправочных станциях и станциях техобслуживания, которые предложили параллельно к основному продукту или услуге целый комплекс сопутствующих, способных заинтересовать клиентов и тем самым значительно увеличить доходы своего бизнеса, закрепить за собой определенные группы клиентов.
Стратегия конгломеративной диверсификации, которая заключается в расширении фирмы за счет производства технологически новых продуктов и услуг и их сбыта на новых рынках путем высочайшей мобильности во всех компонентах бизнеса - от маркетинга до корпоративной культуры, от сезонности в жизни рынка до оптимальных схем использования финансовых средств.
Комбинированная стратегия включает элементы предыдущих стратегий: в рамках предприятия одни подразделения развиваются быстро, другие — медленно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращаются.
|
|
15.4. Стратегии сокращения масштабов деятельности.
Стратегии: ликвидации предприятия, «сбора урожая», сокращения.
Четвертой группой эталонных стратегий являются стратегии сокращения, реализуемые тогда, когда организация нуждается в перегруппировке сил после периода длительного роста или же в связи с необходимостью повышения эффективности после кардинальных изменений в экономике, например, после ее структурной перестройки. При определенных обстоятельствах данную стратегию невозможно избежать и она может выступать единственно возможной стратегией обновления бизнеса, поскольку обновление бизнеса и его интенсивное развитие почти всегда взаимоисключающие процессы. Можно выделить четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
Стратегия ликвидации является предельным случаем стратегии сокращения, когда организация не может, либо не считает целесообразным вести дальше свой бизнес. Стратегия ликвидации является одним из средств, способов перестроить свой бизнес, переведя его в иную, более перспективную сферу или же начать новый перспективный проект. Большинство малых и значительное число средних фирм, ведущих венчурный бизнес, как правило, по несколько раз применяют данную стратегию, прежде чем им удается занять, либо создать для своей деятельности более или менее устойчивую нишу.
Стратегия «сбора урожая», которая ориентирована на максимальную прибыль в краткосрочной перспективе за счет продажи бесперспективного или менее перспективного, чем предполагался, бизнеса, а также сокращения затрат на приобретение ресурсов, на персонал и путем сокращения производства продукции. Данная стратегия становится актуальной для большого числа фирм, которые решили остаться на рынке, характеризующимся высоким уровнем инфляционных процессов. Это обстоятельство вынуждает их максимально сокращать временные интервалы в формуле «товар-деньги-товар», так как промедление будет означать опасность остаться без необходимого количества оборотных средств, необходимых для ведения более перспективного бизнеса.
|
|
Стратегия сокращения, которая заключается в продаже или же закрытии организацией одного из своих подразделений, филиалов или же бизнесов с целью осуществления долгосрочного изменения своих стратегических приоритетов. Данная стратегия применяется также и в тех случаях, когда одно из производств (проектов) плохо сочетается с другим, или же необходимо получить средства для развития более перспективных направлений деятельности.
Стратегия сокращения расходов, которая направлена на поиск возможностей уменьшения издержек и сокращения затрат путем временных, краткосрочных или же долгосрочных мер по снижению производственных затрат, повышению производительности, сокращению, увольнению, прекращению найма персонала либо закрытию малоприбыльных мощностей.
В практике деятельности значительного большинства организаций можно отметить параллельное сочетание нескольких стратегий, особенно если они являются крупными или же ведут диверсифицированный бизнес. В этом случае речь идет о реализации комбинированной стратегии.
Знание областей выработки стратегии и возможностей реализации эталонных стратегий с их достоинствами и системой ограничений позволяет высшему руководству организаций более четко определять векторы приоритетов будущей деятельности, что, в конечном счете, позволяет минимизировать хозяйственный риск.
15.5. Выработка стратегий.