Классы опасных грузов
Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом
Создание первой грузовой компании
Первая грузовая компания (ПГК) зарегистрирована 26 июля 2007 года.
Основные активы – ОАО «ПГК»:
§ 75 154 цистерны;
§ 47 000 полувагонов;
§ 14 973 платформы;
§ 14 267 крытых вагонов;
§ 48 856 специализированных вагонов.
Итого: 200 250 вагонов.
Задачи, стоящие перед компанией:
1. Обновление подвижного состава за счет повышения эффективности использования активов и обеспечения инвестиционной привлекательности создаваемой грузовой компании и эффективной стратегии конкуренции на рынке транспортных услуг, позволяющей получить максимальный экономический эффект.
2. Укрепление рыночных позиций ОАО «РЖД» за счет обеспечения равных тарифных условий с другими субъектами рынка и формирования ориентированных на клиента бизнес-процессов.
3. Создание капитализированной стоимости и возможности привлечения существенных финансовых ресурсов с рынка акционерного капитала для решения актуальных инвестиционных задач.
Услуги, оказываемые ОАО «ПГК» потребителям:
§ экспедирование;
§ оперирование подвижным составом;
§ логистика.
Перевозки опасных грузов по железной дороге должны осуществляться на основании:
§ правил перевозок опасных грузов по железной дороге;
§ правил и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке по железной дороге (1997 г.)
К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей среде, стать причиной взрыва, пожара или повреждения подвижного состава, зданий, сооружений, а также гибели, травмирования, ожогов и заболеваний людей, животных и птиц.
К опасным грузам относятся:
– взрывчатые материалы;
– газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
– легковоспламеняющиеся жидкости;
– легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой;
– окисляющиеся вещества и органические пироксиды;
– ядовитые вещества, инфекционные вещества;
– радиоактивные материалы;
– едкие и коррозионные вещества;
– прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировке разделяются на подклассы, категории и группы.
Всего насчитывается 19 подклассов, 62 категории, 175 групп.
К перевозке по железной дороге допускаются опасные грузы, поименованные в «Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке по железной дороге в крытых вагонах и контейнерах» и в «Перечне опасных грузов первого класса». В табл. 2 приведен пример перевозки опасных грузов из Перечня опасных грузов.
Опасные грузы, не поименованные в алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся в условиях, указанных отправителем в накладной. При этом в графе «Наименование груза» клиент должен указать номер аварийной карточки, в соответствии с которой перевозится груз, или приложить к накладной аварийную карточку.
Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозят только при предъявлении грузоотправителем на станции отправления согласия водного транспорта на такую перевозку.
Таблица 2
Номер ООН и наименование груза | Номер аварийной карточки | Классификационный шифр | Род вагона | Вид отправки | Номер знака опасности | Штемпеля на перевозочных документах |
азот сжатый | 2.2 | П, М, К | «сжатый газ». «Спускать с горки осторожно», прикрытие 0-0-1-0 |
Расшифровка цифр в столбцах таблицы:
(столбец 3) – 2111:
2 – номер класса;
1 – подкласс груза;
1 – категория опасности;
1 – степень опасности;
(столбец 4) – 2.2:
2.2 – крытые вагоны, специализированные ГО или ГП
(столбец 5) – П, М, К:
П – повагонная отправка;
М – мелкая отправка;
К – контейнерная отправка;
(столбец 6) – 2
2 – невоспламеняющийся газ;
(столбец 7) – прикрытие:
0 – прикрытие от ведущего локомотива;
0 – от подталкивающего локомотива на твердом топливе;
1 – от вагона с людьми;
0 – от локомотивов на твердом топливе при манёврах.