Сбалансированность бюджетов

В практике формирования и исполнения бюджета всех стран очень часть наблюдается ситуация, когда доходы бюджета не равны его расходам. Основной неравенства является то, объем доходов и расходов, а также их динамика подвержены различным факторам.

Неравенство является закономерным следствием современной финансовой политики, при которой расходы являются первичными, т.е. изначально государство определяет спектр и важность стоящих перед обществом задач, затем рассчитывается объем необходимых для этого расходов, которые обеспечиваются доступными доходами. На практике процесс планирования и исполнения доходной и расходной частей идут параллельно.

Между доходами и расходами бюджета возможно 3 состояния[3]:

1) доходы равны расходам (бюджет сбалансирован);

2) доходы больше расходов (профицит);

3) доходы меньше расходов (дефицит).

Конкретное состояние зависит от долговременных тенденций развития общества (демографические процессы, структура потребления, уровень развития технологий и др.), стадии экономического цикла (падение доходов в условиях спада и увеличение на этапе роста), необходимости решения текущих задач (модернизация экономики, стимулирование роста уровня жизни, наращивание социальных благ и т.п.), состояния мировых рынков (цены, конкуренция, политика других стран и т.д.) и прочих факторов.

Наибольшую сложность с позиций управления представляет ситуация бюджетного дефицита[4], который может возникнуть вследствие негативных социально-экономических процессов, но часто используется как особый метод экономического регулирования.

Среди современных научных школ можно выделить сторонников, как минимум, двух концепций бюджетного дефицита.

Первая концепция: дефицит – негативное явление, т.к. приводит к росту налоговой нагрузки в будущем; государство вынуждено расширять займы на рынке, что приводит к росту процентных ставок, сокращению частных инвестиций, нарушению баланса на денежном рынке, инфляции и прочим отрицательным последствиям.

Вторая концепция: дефицит не является опасным явлением и при разумном управлении имеет позитивные последствия. Управление дефицитом – это вопрос из области возможности государства привлечь дополнительные финансовые ресурсы (т.е. финансирование дефицита – это дополнительный рычаг государственного вмешательства в экономику) и эффективно управлять долгом. Все расходы осуществляются на территории данного государства и стимулируют рост доходов, а возможности государства в привлечении дополнительных ресурсов практически безграничны. В целом можно выделить достаточно широкий спектр причинно-следственных связей финансового распределения.

Так или иначе, законодательством современных государств определяются базовые механизмы формирования и финансирования дефицита – так называемые инструменты дефицитного финансирования. В частности, определяется максимально возможный объем дефицита на очередной финансовый год и источники его финансирования. Бюджетным законодательством РФ определяются нижеизложенные положения.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом о бюджете утверждаются источники его финансирования.

Размер дефицита не может превышать:

- у федерального бюджета – суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ;

- у бюджета субъекта РФ – 15% объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

- у местного бюджета – 10% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники (кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности и др.);

2) внешние источники (займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте).

С 2000 года в федеральном бюджете наблюдается ситуация профицита. По решению федеральной власти значительная часть возросших доходов не расходуются, а аккумулируются в специальном фонде, который получил название Стабилизационный фонд[5].

Стабилизационный фонд – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель)[6].

Средства Стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд. рублей.

Объемы использования средств Стабфонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Управление средствами Стабфонда осуществляется Министерством финансов РФ. Фонд является частью федерального бюджета РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: