Доходы, расходы бюджета

Доходы государственного бюджета – средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органа государственной власти от юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством, а также безвозмездные добровольные перечисления. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Выделяют два источника доходов бюджета:

1) национальный доход – вновь созданная в экономике в текущем периоде стоимость;

2) национальное богатство – совокупность накопленных в стране активов, в том числе созданных в процессе производственной деятельности человека, а также часть природных богатств, подлежащих эксплуатации.

Классификация доходов и расходов бюджета определена Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ и законом «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 года № 115-ФЗ.

Основная классификация доходов – по источнику:

1) налоговые;

2) неналоговые;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

- средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для государственных нужд.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям конкретного бюджета относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий, субвенций и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

По уровню управления выделяют доходы: федерального бюджета, регионального, местного.

К налоговым доходам федерального бюджета относят:

- налог на прибыль организаций (100%);

- налог на добавленную стоимость (100%);

- акцизы (от 50 до 100% в зависимости от объекта налогообложения);

- налог на добычу полезных ископаемых (от 40 до 100% в зависимости от вида ископаемого);

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (100%);

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (от 70 до 100%);

- водный налог (100%);

- единый социальный налог (100%);

- отдельные виды государственной пошлины.

К неналоговым доходам федерального бюджета относят доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, лицензионные сборы, плата за пользование биологическими ресурсами, таможенные платежи, прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности.

К налоговым доходам региональных бюджетов относят:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от некоторых федеральных налогов и сборов в определенной доле[2] (от 5 до 100%).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами; платы за негативное воздействие на окружающую среду; платы за использование лесов; сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; декларационного платежа.

К налоговым доходам местных бюджетов (поселений, муниципальных районов, городских округов) относят земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также (по аналогии с региональным бюджетом) доля от некоторых федеральных налогов.

К неналоговым доходам местных бюджетов относят: прибыль муниципальных предприятий, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков.

По способу закрепления различают собственные и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые непосредственно зачисляются в данный бюджет в соответствии с действующим законодательством РФ. Перечень этих доходов един для всех бюджетов, находящихся на одном уровне бюджетной системы, и не зависит от конкретной социально-экономической ситуации в регионе или муниципалитете.

Регулирующие доходы – это доходы, предоставленные нижестоящему бюджету из специально создаваемых в вышестоящем бюджете Фондов компенсаций. Размер этих доходов напрямую зависит от социально-экономической ситуации в регионе, в частности, от наличия собственной доходной базы, величины бюджетного дохода на душу населения и других факторов. Структура и размер таких доходов более подвижен, зависит от способностей региона привлекать собственные доходы.

Расходы бюджета – средства, предоставленные из бюджета предприятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам в соответствии с действующим законом о бюджете.

Расходы классифицируют:

1) по экономическому содержанию (капитальные, текущие);

2) по функциональному признаку (по однородным направлениям);

3) по ведомствам.

Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, в том числе оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Перечень функциональных расходов государственного бюджета с указанием кода статьи и размера в федеральном бюджете на 2007 год представлен в таблице 4.1.

Таблица 4.1.

Расходы федерального бюджета РФ на 2007 год

Код по бюджетному классификатору Вид расхода Размер в федеральном бюджете на 2007 г., млн. руб. Удельный вес, %
1.   общегосударственные вопросы 808196,5 14,8
2.   национальная оборона 822035,9 15,0
3.   национальная безопасность и правоохранительная деятельность 662867,2 12,1
4.   национальная экономика 494791,3 9,1
5.   жилищно-коммунальное хозяйство 53024,5 1,0
6.   охрана окружающей среды 8096,5 0,1
7.   образование 277939,3 5,1
8.   культура, кинематография и средства массовой информации 67804,7 1,2
9.   здравоохранение и спорт 206373,5 3,8
10.   социальная политика 215565,8 3,9
11.   межбюджетные трансферты 1846784,7 33,8
ИТОГО 5463479,9  

Ведомственная классификация содержит перечень министерств, ведомств, федеральных агентств, комитетов и т.п. с указанием по каждому распорядителю конкретных видов расходов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований другим уровням власти и другим бюджетам;

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- межбюджетных трансфертов;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий и некоторых других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: