Бюджетная система (консолидированный бюджет) – совокупность бюджетов, формируемых на территории страны. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.
В унитарных государствах, состоящих из различных административно-территориальных единиц, как правило, применяется двухуровневая бюджетная система, включающая государственный бюджет и местные бюджеты. Такие системы действуют во Франции, Чехии, Сингапуре, Турции, Италии, Швеции, Японии, Китае и др.
В федеративных государствах, представляющих союз государств или относительно самостоятельных территориальных образований, действуют трехуровневые бюджетные системы, включающие:
1. федеральный бюджет;
2. бюджеты субъектов федерации;
3. местные бюджеты.
В качестве примера таких стран можно привести: Россию, Бразилию, США, Мексику, Канаду, Австралию, Индию, Германию.
По степени централизации различают:
- централизованные системы, в которых федеральный центр принимает на себя широкие полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов и формированию их доходной и расходной частей;
|
|
- децентрализованные – федеральный центр практически не принимает участия в формировании доходов нижестоящих бюджетов, а занимается только финансированием общегосударственных потребностей.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1) единство бюджетной системы – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность всех бюджетов означает:
|
|
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме.
5) Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.
6) Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
7) Эффективность и экономность использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
8) Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и источников финансирования его дефицита.
9) Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
10) Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В процессе функционирования бюджетной системы между бюджетами разных уровней возникает целый спектр взаимоотношений, получивших название межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (рисунок 4.4.).
Система межбюджетных отношений |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |
Фонды финансовой поддержки |
Бюджеты субъектов РФ |
Бюджеты субъектов РФ |
Местные бюджеты |
Местные бюджеты |
Экономические агенты (физические и юридические лица) |
Финансовая помощь нуждающимся регионам |
Налоги субъектов РФ |
Местные налоги |
Различные финансовые и социальные выплаты и взносы |
Рис. 4.4. Основные отношения между бюджетами РФ
Финансовая сторона межбюджетных отношений – перераспределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
Для обеспечения расходов территориальных и местных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также межбюджетные трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:
- финансовой помощи бюджетам субъектов (дотации);
- субвенций бюджетам субъектов;
- финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований;
- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
- бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.