Бюджетная система. Бюджетная система (консолидированный бюджет) – совокупность бюджетов, формируемых на территории страны

Бюджетная система (консолидированный бюджет) – совокупность бюджетов, формируемых на территории страны. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

В унитарных государствах, состоящих из различных административно-территориальных единиц, как правило, применяется двухуровневая бюджетная система, включающая государственный бюджет и местные бюджеты. Такие системы действуют во Франции, Чехии, Сингапуре, Турции, Италии, Швеции, Японии, Китае и др.

В федеративных государствах, представляющих союз государств или относительно самостоятельных территориальных образований, действуют трехуровневые бюджетные системы, включающие:

1. федеральный бюджет;

2. бюджеты субъектов федерации;

3. местные бюджеты.

В качестве примера таких стран можно привести: Россию, Бразилию, США, Мексику, Канаду, Австралию, Индию, Германию.

По степени централизации различают:

- централизованные системы, в которых федеральный центр принимает на себя широкие полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов и формированию их доходной и расходной частей;

- децентрализованные – федеральный центр практически не принимает участия в формировании доходов нижестоящих бюджетов, а занимается только финансированием общегосударственных потребностей.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1) единство бюджетной системы – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд­жетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре­гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3) Самостоятельность всех бюджетов означает:

- право органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов.

4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от­ражению в обязательном порядке и в полном объеме.

5) Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

6) Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом рас­ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7) Эффективность и экономность использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

8) Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов и источников финансирования его дефицита.

9) Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

10) Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В процессе функционирования бюджетной системы между бюджетами разных уровней возникает целый спектр взаимоотношений, получивших название межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (рисунок 4.4.).

Система межбюджетных отношений

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Фонды финансовой поддержки
Бюджеты субъектов РФ
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
Местные бюджеты
Экономические агенты (физические и юридические лица)
Финансовая помощь нуждающимся регионам
Налоги субъектов РФ
Местные налоги
Различные финансовые и социальные выплаты и взносы


Рис. 4.4. Основные отношения между бюджетами РФ

Финансовая сторона межбюджетных отношений – перераспределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Для обеспечения расходов территориальных и местных бюджетов они должны иметь со­ответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюд­жетной системы, который передает ре­гулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов отно­сятся также межбюджетные трансферты — средства, поступающие из федераль­ного и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительст­вом методике и формуле.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

- финансовой помощи бюджетам субъектов (дотации);

- субвенций бюджетам субъектов;

- финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований;

- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

- бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвоз­мездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае неце­левого использования субвенций и субсидий и нарушения сро­ков их использования сумма их может быть востребована орга­нами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на усло­виях долевого финансирования целевых расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: