Бюджетный процесс. Бюджетный процесс[8] – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного

Бюджетный процесс [8] – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Законодательство регулирует состав участников бюджетного процесса, их права, полномочия и обязанности; перечень и состав этапов процесса, сроки, документация и ряд других вопросов.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении.

Банк России совместно с Правительством разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ.

Счетная палата, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета – орган власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетное учреждение – организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Стадии бюджетного процесса представлены на рисунке 4.5.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период.

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Составление проекта бюджета (март – август)
Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти на местах
1 стадия
Рассмотрение и утверждение бюджета (26 августа – 15 декабря)
Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ
2 стадия
Исполнение бюджета (1 января – 31 декабря)
Казначейство Органы исполнительной власти Главные распорядители бюджетных средств Распорядители бюджетных средств
3 стадия
Составление отчета об исполнении и его утверждение (1 января – 15 июля)
  Министерство финансов Получатели бюджетных средств Главные распорядители бюджетных средств
4 стадия


Рис. 4.5. Стадии бюджетного процесса в РФ

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года. Практика трехлетнего планирования введена в РФ только в 2006 году, т.е. первый такой бюджет принят на 2007-2009 гг. До этого момента все бюджеты планировались на 1 год.

Составление проектов бюджетов – прерогатива исполнительных органов власти (Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований). Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

В законе о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит).

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

1. основные направления бюджетной и налоговой политики;

2. предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

3. прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

4. прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

5. верхний предел государственного (муниципального) долга;

6. проект программы государственных заимствований;

7. проект программы предоставления бюджетных кредитов;

8. оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

9. проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

10. иные документы и материалы.

Проект федерального бюджета вносится Правительством РФ в нижнюю палату Федерального собрания – Государственную Думу до 26 августа. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Первое чтение длится в течение 30 дней со дня его внесения в Думу.

Предметом рассмотрения проекта в первом чтении являются:

1. общий объем доходов;

2. нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;

3. общий объем расходов;

4. объем нефтегазового трансферта;

5. верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

6. нормативная величина Резервного фонда;

7. дефицит (профицит) федерального бюджета.

Второе чтение происходит в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения здесь являются:

1. бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;

2. распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

3. программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

4. программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

5. программа государственных гарантий.

Третье чтение длится 15 дней. Здесь утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект также выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает бюджет в течение 14 дней – голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования.

Следующий после принятия этап – исполнение бюджета, срок которого совпадает с календарной продолжительностью трехлетнего периода.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями. Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Последний этап – подготовка и утверждение отчета об исполнении. Отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

Для федерального бюджета ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату отчет об исполнении за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Дума принимает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

- об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: