Анализ основных финансовых результатов деятельности предприятия

Наиболее важные результаты финансовой деятельности фирмы отража-ются в её бухгалтерском балансе, в отчёте о финансовых результатах и их использовании и в отчёте о движении денежных средств.

Анализ финансовых результатов деятельности фирмы состоит из следую-щих частей:

1. факторный анализ общей (балансовой) прибыли;

2. факторный анализ прибыли от реализации продукции;

3. коэффициенты оценки финансовой устойчивости фирмы;

4. факторный анализ уровней рентабельности;

5. анализ безубыточности фирмы (оптимизация объёма производства, прибыли, издержек).

факторный анализ общей (балансовой) прибыли

Балансовая прибыльобщая сумма прибыли, отражающая конечный финан-

совый результат производственно-хозяйственной деятельности фирмы полученная за определённый период.

Факторный анализ предполагает анализ всех факторов, влияющих на балансовую прибыль и главных показателей, на основе которых она опреде-ляется (например, таких как цены, издержки).

факторный анализ прибыли от реализации продукции.

Прибыль от реализации – это часть балансовой прибыли, показывающая на-

сколько прибыльно или убыточно реализована произведённая продукция

Она рассчитывается как разница между выручкой от реализации с одной стороны и налогом на добавленную стоимость и затратами на производство – с другой.

Основным фактором, определяющим прибыль от реализации, выступает изменение объёма реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырьё, материалы, топливо, тарифов, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Учёт влияния различных факторов на прибыль от реализации включает в себя:

1. расчёт общих изменений прибыли от реализации за текущий период в сравнении с предыдущим;

2. расчёт влияния на прибыль отпускных цен на продукцию в сравнении с предыдущим периодом, изменения в объёме продукции за период в де-нежном выражении, структурных изменений в объёме производства продукции, экономии от снижения издержек производства и обращения, изменений в издержках за счёт структурных сдвигов в производимой продукции.

Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ)

I. коэффициенты оценки финансовой устойчивости фирмы

Для проведения оценки степени финансовой стабильности фирмы в процессе финансового анализа используются следующие основные показатели:

I.1. коэффициент автономии (КА) Он показывает, в какой степени объём используемых фирмой активов сформирован за счёт собственного капи-тала и насколько фирма независима от внешних источников финансирования. Расчёт этого показателя осуществляется по следующим формулам:

; ,

где: СК – сумма собственного капитала фирмы на определённую дату;

ЧА – стоимость чистых активов фирмы на определённую дату;

К – общий капитал фирмы на определённую дату;

А – общая стоимость всех активов фирмы на определённую дату.

I.2. коэффициент финансирования (КФ) характеризует объём

привлечённых заёмных средств на единицу собственного капитала, т.е. степень зависимости фирмы от внешних источников. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ЗК – сумма привлечённого заёмного капитала на определённую дату;

СК – сумма собственного капитала фирмы на определённую дату.

I.3. коэффициент задолженности (КЗ) показывает долю заёмного капитала в общей сумме капитала, используемого фирмой. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ЗК – сумма привлечённого капитала на определённую дату;

К – общая сумма капитала фирмы на определённую дату.

I.4. коэффициент текущей задолженности (КТЗ) характери-зует долю краткосрочного заёмного капитала в общей сумме капитала, используемого фирмой. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ЗКК – сумма привлечённого капитала на определённую дату;

К – общая сумма капитала фирмы на определённую дату.

I.5. коэффициент долгосрочной финансовой независимо-сти (КДН) характеризует степень независимости фирмы от кратко-срочных заёмных источников финансирования. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: СК – сумма собственного капитала фирмы на определённую дату;

ЗКД – сумма заёмного капитала, привлечённого на долгосрочной основе (на период более одного года);

А – общая стоимость всех активов фирмы на определённую дату.

I.6. коэффициент манёвренности собственного капитала (КМСК) показывает, какая часть собственного капитала находится в вы-сокооборачиваемой и высоколиквидной его форме. Расчёт этого показа-теля осуществляется по следующей формуле:

,

где: СОА – сумма собственных оборотных активов;

СК – сумма собственного оборотного капитала фирмы.

I.7. коэффициент манёвренности собственного и долго-срочного заёмного капитала (КМсд) показывает долю собст-венного и долгосрочного заёмного капитала, направленного на финанси-рование оборотных средств, в общей сумме собственного и долгосрочного заёмного капитала. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ОАСД – сумма собственного и долгосрочного заёмного капитала, направ-ленного на финансирование оборотных активов фирмы на определённую дату;

СК – сумма собственного капитала фирмы;

ЗКд – сумма заёмного капитала, привлечённого на долгосрочной основе (на период более одного года).

II. коэффициенты оценки платёжеспособности (ликвидности)

II.1. коэффициент абсолютной платёжеспособности показы-вает в какой степени текущие финансовые обязательства фирмы обеспе-чены имеющимися у неё средствами платежа на определённую дату. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ДА – сумма денежных активов фирмы на определённую дату;

КФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций фирмы на определён-ную дату;

ОБК – сумма всех текущих обязательств фирмы на определённую дату.

II.2. коэффициент промежуточной платёжеспособности (КПП) показывает в какой степени все текущие финансовые обяза-тельства фирмы могут быть удовлетворены за счёт её высоколиквидных активов (включая готовые средства платежа). Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ДА – сумма денежных активов фирмы на определённую дату;

КФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций на определённую да-ту;

ДЗ – сумма дебиторской задолженности всех видов на определённую дату;

ОБК – сумма всех текущих финансовых обязательств фирмы на определён- ную дату.

II.3. коэффициент текущей платёжеспособности (КТП) показывает в какой степени вся задолженность по текущим финан-совым обязательствам фирмы может быть удовлетворена за счёт всех её текущих (оборотных) активов. Расчёт этого показателя осуществ-ляется по следующей формуле:

,

где: ОА – сумма всех оборотных активов фирмы на определённую дату;

ТФО – сумма всех текущих финансовых обязательств фирмы на определён-ную дату.

II.4. общий коэффициент соотношения дебиторской и кре-диторской задолженности (КДКо) характеризует общее соотношение расчётов по этим видам задолженности фирмы. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

,

где: ДЗо – общая сумма текущей дебиторской задолженности всех видов на определённую дату;

КЗо – общая сумма кредиторской задолженности всех видов на опреде-лённую дату.

II.5. коэффициент соотношения дебиторской и кредитор-ской задолженности по коммерческим операциям (КДКК) характеризует общее соотношение расчётов за приобретён-ную и поставленную продукцию. Расчёт этого показателя осуществ-ляется по следующей формуле:

,

где: ДЗП – сумма текущей дебиторской задолженности за продукцию, рассчи-танная как средняя или на определённую дату.

КЗП – сумма кредиторской задолженности за продукцию, рассчитанная как средняя или на определённую дату.

III. Коэффициенты оценки оборачиваемости активов характеризуют на-сколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хо-зяйственной деятельности фирмы. В определённой степени они являются индикатором её деловой (производственно-коммерческой) активности. Для оценки оборачиваемости активов применяются соответствующие формулы.

III.1. коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде (КОА) Этот показа-тель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя стоимость всех используемых активов фирмы в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

III.2. коэффициент оборачиваемости оборотных активов в рассматриваемом периоде (КООА) Этот показатель определя-ется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя стоимость оборотных активов фирмы в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

III.3. период оборота всех используемых активов в днях (ПОА) Этот показатель определяется по следующим формулам:

; ,

где: – средняя стоимость всех используемых активов фирмы в рассмат-риваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КОА – коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассмат-риваемом периоде.

III.4. период оборота оборотных активов в днях (ПООА) Этот показатель определяется по следующим формулам:

; ,

где: - средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КООА – коэффициент оборачиваемости оборотных активов в рассматриваемом периоде.

III.5. период оборота внеоборотных активов в годах (ПОВА) Этот показатель определяется по следующим формулам:

; ,

где: ОРГ – годовой объём реализации продукции;

– среднегодовая стоимость внеоборотных активов (рассчитанная как средняя хронологическая);

НА – средняя норма амортизационных отчислений.

IV. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала характеризуют насколько быстро используемый фирмой капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе её хозяйственной деятель-ности. Для оценки оборачиваемости капитала фирмы используются следующие показатели:

IV.1. коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде (КОК). Этот по-казатель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя сумма всего используемого капитала фирмы в рассматри-ваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

IV.2. коэффициент оборачиваемости собственного капита-ла в рассматриваемом периоде (КОСК). Этот показатель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя сумма собственного капитала фирмы в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

IV.3. коэффициент оборачиваемости привлечённого заём-ного капитала в рассматриваемом периоде (КОЗК). Этот показатель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя сумма привлечённого заёмного капитала в рассматривае-мом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

IV.4. коэффициент оборачиваемости привлечённого фи-нансового кредита в рассматриваемом периоде (КОФК). Этот показатель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя сумма привлечённого финансового кредита в рассмат-риваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

IV.5. коэффициент оборачиваемости привлечённого товар-ного (коммерческого) кредита в рассматриваемом периоде (КОТК). Этот показатель определяется по следующей формуле:

,

где: ОР – общий объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– средняя сумма привлечённого финансового кредита в рассмат-риваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

IV.6. период оборота всего используемого капитала фирмы в днях (ПОК) Этот показатель определяется по следующим форму-лам:

; ,

где: - средняя сумма всего используемого капитала фирмы в рассматри-ваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КОК – коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рас-сматриваемом периоде.

IV.7. период оборота собственного капитала фирмы в днях (ПОСК) Этот показатель определяется по следующим формулам:

; ,

где: - средняя сумма собственного капитала фирмы в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КОК – коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматри-ваемом периоде.

IV.8. период оборота привлечённого заёмного капитала фирмы в днях (ПОЗК) Этот показатель определяется по следую-щим формулам:

; ,

где: – средняя сумма привлечённого заёмного капитала фирмы в рас-сматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологи-ческая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КОЗК – коэффициент оборачиваемости привлечённого заёмного капитала в рас-сматриваемом периоде.

IV.9. период оборота привлечённого финансового кредита в днях (ПОФК). Этот показатель определяется по следующим формулам:

; ,

где: – средняя сумма привлечённого финансового кредита в рассматривае-мом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде;

КОЗК – коэффициент оборачиваемости привлечённого финансового кредита в рассматриваемом периоде.

IV.9. период оборота привлечённого краткосрочного банковского кредита в днях (ПОКБК). Этот показатель определяется по следующей формуле:

,

где: – средняя сумма привлечённого краткосрочного кредита в рассмат-риваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

IV.10. период оборота привлечённого товарного (коммер-ческого) кредита в днях (ПОТК). Этот показатель опреде-ляется по следующей формуле:

,

где: – средняя сумма привлечённого товарного (коммерческого) кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологи-ческая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом периоде;

IV.11. период оборота общей кредиторской задолженности фирмы в днях (ПООКЗ). Этот показатель определяется по сле-дующей формуле:

,

где: – средняя сумма кредиторской задолженности фирмы всех видов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологи-ческая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом пе-риоде;

IV.12. период оборота текущих обязательств фирмы по рас-чётам в днях (ПОТОР). Этот показатель определяется по следую-щей формуле:

,

где: – средняя сумма текущих обязательств по расчётам фирмы всех видов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хроноло-гическая);

ОРО – однодневный объём реализации продукции в рассматриваемом пе-риоде;

факторный анализ уровней рентабельности

Показатели финансовых результатов деятельности фирмы непосредст-венно характеризуют абсолютную эффективность её хозяйствования, но наряду с абсолютной оценкой рассчитывается и относительная эффектив-ность хозяйствования.

Рентабельность – это относительная прибыльность.

По экономическому содержанию рентабельность делится на три основ-ные группы.

Показатели рентабельности первой группы рассчитываются как отноше-ние прибыли к объёму продаж.

Рентабельность реализации как таковой:

где: РР – рентабельность от реализации как таковой;

ПР – прибыль от реализации;

∑Пр – объём продаж.

Общая рентабельность:

где: РР – общая рентабельность от реализации;

ПВАЛ – валовая прибыль от реализации;

∑Пр – объём продаж.

Чистая рентабельность:

где: РР – чистая рентабельность от реализации;

ПЧ – чистая прибыль от реализации;

∑Пр – объём продаж.

Рентабельность с учётом налогообложения:

где: РР – рентабельность с учётом налогообложения;

ПНО – налогооблагаемая прибыль от реализации;

∑Пр – объём продаж.

Экономический смысл этих показателей состоит в отражении удельного веса прибыли в каждом рубле продаж. Рост рентабельности продаж означает более эффективное ведение хозяйства и служит оценкой конкурентоспособ-ности продукции фирмы и наоборот, снижение показателя рентабельности говорит о падении спроса на продукцию и снижении эффективности функцио-нирования фирмы.

С помощью факторного анализа можно оценить влияние изменений рен-табельности за счёт факторов изменения цены и себестоимости, а также за счёт изменения размера и характера авансированных средств.

Показатели рентабельности второй группы рассчитываются как отноше-ние прибыли к объёму различных видов активов фирмы.

Рентабельность общих активов:

где: РОА – рентабельность общих активов;

ПЧ – чистая прибыль;

∑ПА – сумма всех производственных активов.

Рентабельность инвестированного капитала:

где: РИК – рентабельность инвестированного капитала;

ПЧ – чистая прибыль;

∑ПА – сумма инвестированного капитала.

Рентабельность акционерного капитала:

где: РАК – рентабельность акционерного капитала;

ПЧ – чистая прибыль;

∑АК – сумма акционерного капитала.

Все эти показатели очень удобны для практического применения, т.к. они отвечают интересам различных участников. Например, администрацию фирмы интересует отдача всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал, а собственников и учредителей – доходность акций.

В третьей группе показателей при расчёте рентабельности вместо при-были в расчёт принимается чистый поток денежных средств.

Рентабельность объёма продаж:

где: РЧПДС – рентабельность чистого потока денежных средств;

ЧПДС – чистый поток денежных средств;

∑Продаж – сумма продаж.

Рентабельность совокупного капитала:

где: РЧПДС – рентабельность чистого потока денежных средств;

ЧПДС – чистый поток денежных средств;

∑СовК – сумма совокупного капитала.

Рентабельность собственного капитала:

где: РЧПДС – рентабельность чистого потока денежных средств;

ЧПДС – чистый поток денежных средств;

∑Собств.К – сумма собственного капитала.

Эти показатели дают представление о степени возможности фирмы обеспечивать кредиторов, заёмщиков и акционеров наличными денежными средствами. В развитой рыночной экономике это приоритетная группа показателей для анализа доходности.

Анализ безубыточности предприятия

Анализ безубыточности позволяет определить тот минимально необходи-мый объём реализации продукции, при котором фирма покрывает свои расходы и работает безубыточно, не получая прибыли, но и не имея убытков.

В самом общем виде деятельность любой фирмы осуществляется по схеме „затраты – процесс производства - прибыль”. Для определения мини-мально необходимого для безубыточной работы объёма реализации продукции все издержки делятся на постоянные и переменные. Исходя из предположения, что совокупные издержки ТС линейным образом зависят от объёма выпускаемой продукции Q, получаем формулу, позволяющую определить минимально необходимый для безубыточной работы объём реализации продукции:

TC = AVC ´ Q + FC,

где: AVC – средние переменные издержки;

FC – постоянные издержки;

Q – объём производства.

С другой стороны, выручка фирмы от реализации данного количества продукции равна произведению цены Р на объём выпускаемой продукции, т.е. равна P´ Q. Приравнивая значения выручки и совокупных издержек, получаем:

P ´ Q = AVC ´ Q + FC,

Откуда находим критический объём производства QO, при котором выручка равна издержкам производства, т.е. производитель не получает прибыли. Для начала выражение P ´ Q = AVC ´ Q + FC делим на Q и получаем: . Переносим AVC в левую часть уравнения и получаем: . Умножая обе части уравнения на Q, получаем: . Отсюда находим объём безубыточного производства QO: .

Точка безубыточности QO разделяет зону производственной деятельности фирмы на две части. При объёме выпуска меньше критического QO фирма терпит убытки, а при объёме, превышающем критический QO, получает прибыль. В самой же точке безубыточности QO фирма лишь возмещает издержки, не получая при этом прибыли и не терпя убытки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: