double arrow

Водственные активы


В большинстве случаев нематериальные активы – это юридические права, которыми владеет предприятие. Эти права повышают его конкурентоспособ-ность и способствуют увеличению доходов.

К нематериальным активам принадлежат: патенты, авторские свидетель-ства, товарные знаки и марки, франчайзы, организационные расходы, затраты на НИОКР и „добрая воля”.

Нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости, но им свойственно явление амортизации, т.е. снижение по мере течения времени стоимости. Однако это явление отличается от той амортизации, которая отно-сится к основному капиталу фирмы. Дело в том, что амортизация нематериаль-ных активов, по сути, ограничена лишь моральным износом. А потому ее трудно исчислить и правильно указать в балансе. В итоге амортизация немате-риальных активов в балансе не приводится, но дается их чистая балансовая, т.е. остаточная стоимость.

В теории финансового менеджмента рассматриваются следующие типы не-материальных активов:

1. Авторское свидетельство – это право использовать, продавать, произво-

дить производить продукт. Оно представляет собой эксклюзивное право использовать, продавать, или производить продукт или процесс. В тех сферах, где технологии быстро изменяются, например, производство компьютеров и программных продуктов, экономическая жизнь патента оценивается как период времени, в течение которого патент приносит доход, она чаще всего оказывается более короткой, чем его юридическая жизнь.

2. Патенты – это право пользоваться своим творением. Они дают эксклю-

зивное право создателю пользоваться своим творением. Речь идет о литературных, музыкальных и художественных произведениях. Это право может продаваться. По стандартам эти права гарантируются в течение жизни создателя (творца) плюс 50 лет. С другой стороны, международные стандарты учета отводят срок жизни нематериальным активам в 40 лет. А реальный их срок жизни на самом деле иногда ограничивается сроком жизни первого издания.

3. Товарные знаки и торговые маркиэто символы или слова, с помощью

которых идентифицируются продукт или компания. По стандартам они существуют два десятка лет, а затем нуждаются в обновлении.

4. Франчайзы – это право продавать продукт или услугу под чужой торго-

вой маркой. Стоимость франчайзы распределяется на весь период его жизни. Организационные расходы. Они представляют собой начальные расходы по оформлению бизнеса в самостоятельное юридическое лицо. К ним относятся оплата юристов и выплаты государству за процесс акционирования. Организационные расходы оказывают содействие производст-ву продукта в течение всей его жизни.

5. Добрая воля (или Гудвил) – это „превышение стоимости над рыночной

ценой” чистых активов, которые приобретает фирма. Иначе говоря, „чистые активы” есть разница между стоимостью совокупных активов предприятия и его совокупными пассивами. Когда одно предприятие покупает другое, оно готово „переплатить”, это его „добрая воля”. Но почему предприя-тие стремится заплатить сверх рыночной цены за чистые активы другого предприятия? Дело в том, что покупая материальные чистые активы, пред-приятие одновременно приобретает и нематериальные активы.

6. Расходы на НИОКР – это расходы будущего, т.е.стратегические расходы.

Расходы на НИОКР представляют собой затраты на создание прин-ципиально новых (базовых) или прикладных технологий. Общее количество расходов на НИОКР, несмотря на неопределенность будущих расходов, способствует повышению конкурентоспособности фирмы. По существу, та доля средств фирмы, которая расходуется на НИОКР, есть оценка вложений в будущее фирмы и её жизнеспособность.


Сейчас читают про: