double arrow

IV. Общая методика подготовки и проведения

внеклассных занятий по истории.

На таблице показаны три формы – индивидуальная, групповая и массовая – и 22 вида внеклассной работы по истории в средней школе. Мы в настоящей лекции решили говорить об общей методике подготовки и проведения внеклассной работы, т.е. о той работе, этапах ее подготовки, ее результатах, которые свойственны названным формам и видам, поскольку каждая форма и каждый вид имеет свою методику – ее освещение можно найти в многочисленных статьях и книгах. Некоторые из них названы в списке литературы нашей лекции. Между тем статьи или книги об общей методике подготовки и проведения внеклассной работы пока не написано. Каждая из названных форм и каждый из перечисленных на таблице видов внеклассной работы, реализуясь в учебно-воспитательном процессе, проходит три этапа – подготовку, проведение и оценку результатов. Конспективно осветим каждый из этапов.

Результаты любой работы зависят от ее подготовки. То, что хорошо и тщательно подготовлено – дает впечатляющие результаты, и наоборот.

Учитель, решившись вести постоянную внеклассную работу. Избирает ту или иную ее форму, ее вид, соотнося их с возможностями, интересами и подготовленностью учащихся. К примеру, учащиеся класса заинтересовались русской живописью на исторические сюжеты и готовы работать в кружке «Живопись и история». Учитель вместе с ними должен отобрать те репродукции, которые отвечают требованиям исторической правды и вместе с тем обладают значительными воспитательными возможностями. Найдены 12-15 репродукций картин исторической живописи: «Богатыри» В.М.Васнецов (1881-1898), «Александр Невский» П.Д. Корин (1942), «Ледовое побоище» Ю.Н. Трузе (1939), «Покорение Сибири Ермаком» В.И.Суриков (1895), «Иван Грозный и его сын Иван» И.Е.Репин (1885), «Степан Разин» В.И.Суриков (1903-1910), «Переяславская Рада» (авторское название «Навеки с Москвой, навеки с русским народом») М.И.Хмелько (1953-1954), «Петр I» В.А.Серов (1907), «Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре». И.Е.Репин (1879), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Н.Н.Ге (1871), «Утро стрелецкой казни» В.И.Суриков (1881), «Рабочие уральских заводов привозят пушки Пугачеву» М.И.Вавилов (1923), «Переход Суворова через Альпы». В.И.Суриков (1899), «Совет в Филях». А.Д.Кившенко (1882), «Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы». В.В.Верещагин (1897-1898), «В 1812 году». И.М.Прянишников (1874) и другие.

Отобрано 15 репродукций. Они все цветные. Возможно, их сканировать на диск. После этого надо найти материал о художниках и о содержании тех полотен, которые они написали. Затем следует собрать учащихся, которые изъявили желание работать в кружке и распределить между ними задание. Каждому поручается подготовить доклад об одной из исторических картин и его создателе. Тут же следует составить календарь заседаний кружка, в котором указывает число, часы, кабинет, тему доклада и его автора.

Учитель должен проводить консультации для учащихся, оказывать им помощь не только в написании доклада, но и его исполнения. Вот 3-4 ученика готовы к работе, остальные усиленно готовят свои сообщения. Наступает второй этап – проведение внеклассного мероприятия. Он может осуществляться по-разному, в зависимости от избранных форм и видов внеклассной работы. Однако вернемся к кружку «Живопись и история». Проведение его осуществляется в виде исполнения подготовленных докладов и содокладов на заседании кружка, который ведет наиболее подготовленный ученик по такой схеме.

¨ Выступление (с демонстрацией и анализом историко-художественной картины) докладчика. В нем должна быть краткая биографическая справка о художнике и его портретное изображение.

¨ Вопросы к докладчику и его ответы.

¨ Обсуждение

¨ Заключение учителя.

И, наконец, третий этап. Надо «замерить» результаты выполненной внеклассной работы. Лучший ее «измеритель» - использование учащимися-кружковцами полученных знаний, умений и навыков на уроках истории. Кроме того, возможно провести «срезы» знаний путем проведения анкетирования учащихся, выполнения разного рода письменных работ и т.д. Такова в общих чертах методика подготовки и проведения внеклассной работы по истории в средней школе. Повторимся: наряду с общей методикой, существует частная методика, вбирающая в себя формы и виды внеклассной работы. Она имеет обширную литературу, о которой ранее уже упоминалось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: