Лекция 7. Анализ затрат на производство продукции и издержек обращения.
План.
1. Значение, задачи, источники информации для проведения анализа.
2. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям затрат.
3. Анализ расходов на обслуживание производства и управление.
4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
5. Анализ затрат на 1 рубль продукции.
6. Анализ издержек обращения в торговле.
Текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме представляют собой полную себестоимость продукции.
В зависимости от объема производства все затраты можно подразделить на постоянные и переменные, что имеет немаловажное значение при анализе себестоимости продукции.
Постоянные расходы (амортизация, аренда помещений и др.) остаются стабильными и при изменении объема производства.
Переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
Однако правильнее называть эти затраты условно-постоянными и условно-переменными, т.к. в определенный момент времени производство может достигнуть такого уровня, что постоянные затраты изменятся.
|
|
Уровень постоянных расходов оказывает существенное влияние на уровень себестоимости продукции при изменении объема производства: объем производства растет – себестоимость снижается и наоборот.
Различают также затраты:
Прямые – связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зар. плата производственных рабочих и пр.), прямо относятся на тот или иной вид калькуляции.
Косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (з. плате рабочих, прямым расходам, производственной площади и пр.)
Так же издержки делятся на:
Явные – издержки, имеющие форму прямых платежей.
Неявные – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица.
Себестоимость продукции имеет большое значение для экономики предприятия, так как размер получаемой им прибыли в значительной степени зависит от уровня себестоимости.
Эта зависимость наглядно прослеживается через следующую формулу:
Прибыль = Выручка от реализации – полная себестоимость реализованной продукции
Если себестоимость ниже, то прибыль выше и наоборот.
Предприятию необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности производства, увеличения прибыли за счет снижения себестоимости и повышения качества продукции, а не за счет повышения цены.
|
|
Анализ себестоимости продукции омет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, определить процент выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост или снижение и на этой основе дать оценку работы предприятия и определить возможности и резервы снижения себестоимости продукции.
Основные задачи анализа:
1. изучение и оценка уровня себестоимости продукции;
2. анализ состава и структуры себестоимости продукции;
3. анализ показателей себестоимости (затраты на 1 руб. ТП);
4. выявление факторов, влияющих на уровень себестоимости и количественное их определение.
5. разработка мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции.
Существуют следующие виды анализа себестоимости продукции:
1) ретроспективный. Проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах из изменения. Результаты этого анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции;
2) оперативный анализ проводится ежедневно или по данным учета за 5, 10 дней. Он направлен на своевременное выявление непроизводственных затрат и потерь. Результаты анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.
3) предварительный анализ себестоимости конкретного вида продукции проводится на первой стадии жизненного цикла товара – на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
4) перспективный (прогнозный) анализ применяется для оценки возможности увеличения или снижения себестоимости.
Источники информации для анализа:
1) Ф № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)»;
2) плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции;
3) данные синтетического и аналитического учета затрат и др.