5.1. Расчет грузовой устойчивости башенного крана.
На рисунке 12 приведена расчетная схема грузовой устойчивости башенного крана с неповоротной башней и балочной стрелой
Предварительный расчет грузовой устойчивости крана (силы ветра и инерции не учитываются):
(4)
где - коэффициент грузовой устойчивости; - момент удерживающих сил относительно ребра опрокидывания (т. А на рис. 4), кН×м; - опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания, кН×м; - масса крана, т; - номинальная грузоподъемность, т; с – расстояние от оси вращения крана до центра тяжести крана (горизонтальная координата), определенный по формуле (1), м; В – база крана, м.
Уточненный расчет грузовой устойчивости проведём для расчетного случая, когда:
I. Стрела крана расположена перпендикулярно (в плане) к ребру опрокидывания, наклон и ветер в сторону груза.
Коэффициент грузовой устойчивости крана:
, (5)
где - момент удерживающих сил с учетом уклона пути относительно ребра опрокидывания (т. А на рисунке 8), кН×м:
для положения I (вдоль и поперек пути, так как база равна колее по заданию):
, (6)
где i =0,035 – уклон пути для башенного крана при расчете на устойчивость; - расстояние от уровня рельсового пути (или от уровня земли) до центра тяжести крана, определенный по формуле (2), м.
= - рассчитан по формуле (3) при уклоне пути i =0,035.
- опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания, кН×м:
Рис. 12 – Расчетная схема грузовой устойчивости башенного крана с неповоротной башней и балочной стрелой
для положения I (вдоль и поперек пути)
, (7)
- опрокидывающий момент от действия центробежных сил груза, кН×м, для всех расчетных положений:
, (8)
где пКР – частота вращения крана, об/мин.
- момент сил инерции массы груза и стрелы при повороте крана, кН×м, учитывается только при положении II (под 45°).
- момент сил инерции поднимаемого груза, кН×м:
для положения I (вдоль и поперек пути)
, (9)
где - скорость подъема груза, м/с; - время пуска механизма подъема груза, с. Примем рекомендуемые 4 с.
М 4 – момент сил инерции массы груза при разгоне механизма передвижения, кН×м:
для положения I (поперек пути)
М 4=0,
для положения I (вдоль пути) и для положения II (под 45°)
, (10)
где - скорость передвижения крана, м/с; - время пуска механизма передвижения крана, с.
М 5 – момент сил инерции массы крана при разгоне механизма передвижения крана, кН×м:
для положения I (поперек пути)
М 5=0,
для положения I (вдоль пути) и для положения II (под 45°)
, (11)
М 6 – момент сил инерции массы груза при разгоне механизма передвижения грузовой тележки, кН×м, для всех расчетных положений:
, (12)
- момент сил ветра, действующих на кран, кН×м, для всех положений:
, (13)
где - ветровая нагрузка, действующая на кран, определенная по формуле (14), кН×м; r»/2 – расстояние от плоскости опорного контура крана до центра приложения ветровой нагрузки , м.
Как видно учитываются ветровые нагрузки, действующие на стрелу, противовес, противовесную консоль, башню и балласт, которые рассчитываются аналогично.
(14)
Ветровая нагрузка, действующая на груз, определяется ниже по формуле (17). Аналогично определяются ветровые нагрузки на элементы металлоконструкций крана с той лишь разницей, что наветренная площадь элемента конструкции вычисляется по габаритным размерам с поправкой на коэффициент сплошности, который для решетчатых конструкций составляет j =0,3, а для сплошных равен j =1,0. Например, cила давления ветра на стрелу составит, кН:
, (15)
где наветренная площадь стрелы, м 2
. (16)
.
Аналогично, cила давления ветра на противовес составит, кН:
,
где наветренная площадь противовеса, м 2
.
Сила давления ветра на противовесную консоль составит, кН:
,
где наветренная площадь противовесной консоли, м 2
.
Сила давления ветра на башню крана составит, кН:
,
где наветренная площадь башни, м 2
.
Сила давления ветра на балласт крана составит, кН:
,
где наветренная площадь балласта, м 2
.
Суммарная ветровая нагрузка на кран равна:
Момент сил ветра, действующих на кран равен:
Ветровая нагрузка на груз принимается по формуле, кН
(17)
где А – наветренная площадь груза, м 2, выбирается по таблице 7 в зависимости от QH; q =150 Па – динамическое давление ветра для рабочего состояния крана; k – коэффициент, учитывающий увеличение давления ветра с высотой, принимаемый по таблице 8; c – аэродинамический коэффициент, принимаемый равным для металлоконструкций с =0,8…1,2, для груза с =1,2; n – коэффициент перегрузки, принимаемый равным для рабочего состояния 1, для нерабочего состояния 1,1, а при расчете по предельным состояниям – 1.
Таблица 7
Определение наветренной площади груза
Масса, т | Площадь, м 2 | Масса, т | Площадь, м 2 |
6,3 | 8,0 | 20,0 | 16,0 |
8,0 | 9,0 | 32,0 | 20,0 |
10,0 | 10,0 | 40,0 | 22,0 |
16,0 | 14,0 | 50,0 | 25,0 |
Таблица 8
Зависимость коэффициента k от высоты расположения элемента над уровнем земли
Высота, м | До 10 | 10…20 | 20…40 | 40…60 | 60…100 | 100…200 | 350 и выше |
k | 1,0 | 1,25 | 1,55 | 1,75 | 2,1 | 2,6 | 3,1 |
- момент сил ветра, действующих на груз, кН×м, для всех положений:
. (18)
Таким образом, коэффициент грузовой устойчивости крана равен:
,
Условие устойчивости выполнено.
Рис. 13 – Зависимость коэффициента грузовой устойчивости крана КБ-674A0 от района строительства и уклона пути.