Стыки рулей с корпусом изделия

Общими требованиями к узлам крепления рулей являются: простота конструкции, надежность соединения с выходным элементом (валом) рулевого привода, точность геометрической ориентации базовых плоскостей, минимальное аэродинамическое сопротивление, быстроразъемность, в случае необходимости демонтажа рулей в процессе эксплуатации.

Рис.6.7.Конструкции сплошных рулей.

а) – цапфа выполнена заодно с консолью, б) – консоль и цапфа выполнены раздельно.

Самыми простыми по конструктивному решению узла крепления являются сплошные (цельнометаллические) рули, применяемые при малых относительных толщинах профиля (С = 0,015…0,02), когда другие конструкции не обеспечивают необходимую жесткость.

Лопасть руля и хвостовик могут выполняться как одно целое или в виде двух самостоятельных деталей. В этом случае на хвостовике выполняется проушина, в которой заклепками или болтами (винтами) закрепляется лопасть. Хвостовик, как наиболее нагруженную деталь, выполняют из высокопрочного материала, а лопасть руля штампуют, отливают или фрезеруют из алюминиевых или титановых сплавов. Оба варианта сплошных рулей представлены на рис. 6.7.

Вышеприведенные конструкции рулей наибольшее применение находят при соединении двух противоположно расположенных рулей приводным валом принимающим командные усилия от рулевых машинок. В данном случае вал выполняется в виде трубы, в противоположные концы которой вставляются хвостовики рулей и закрепляются от проворота поперечными болтами.

Чаще, по условиям компоновки, пропустить сквозь корпус отсека сплошную ось мешают газовод двигателя, механизм дифференциального управления рулями и др. В этом случае схема крепления руля усложняется. Как правило наиболее часто применяется фланцевое крепление рулей. На рис. 6.8. приведена конструктивная схема фланцевого крепления руля, которая выполнена в виде фланца в основании лопасти крыла, жестко связанного с силовым набором и фиксируемого на выходном валу привода двумя болтами.

Рис.6.8. Фланцевое крепление руля.

Для точной ориентации руля, относительно выходного вала, в его фланце, по оси симметрии, выполнены два отверстия под болты, отверстие и паз под штифты. В выходном валу привода аналогично расположены два резьбовых отверстия под болты и два отверстия под штифты. В случае крепления руля невыпадающими болтами в отверстиях его фланца нарезают резьбу, что приводит к переутяжелению конструкции. Штифты в выходной вал привода устанавливают по прессовой посадке.

Для обеспечения быстросъемности руля, по ряду эксплуатационных факторов, целесообразно применение байонетного соединения руля с выходным валом, при котором фланец руля выполнен в виде охватываемой части, а вала в виде охватывающей части (рис. 6.9).

Центрирование оси руля и выходного вала осуществляется за счет классной посадки цилиндрических поверхностей байонета, а угловая ориентация обеспечивается введением в конструкцию фланца фиксирующей защелки, взаимодействующей с ответным отверстием вала привода. Для установки руля при таком креплении достаточно его фланец ввести в ответный карман вала и повернуть на 90 градусов до срабатывания защелки. Демонтаж производится в обратном порядке, после снятия с защелки.

Рис. 6.9.Байонетное крепление руля.

Крепление решётчатых рулей (рис. 6.10) на выходном валу привода осуществляется в виде соединения типа уха вилки. Конструктивно в нижней части решётчатого руля между боковинами и корневым планом имеется прямоугольный проём, выполненный по скользящей посадке, в который входит выступ выходного вала привода.

Соединение решётчатого руля и выходного вала привода производится посредством осей или болтов вворачиваемым в резьбовые отверстия вала (рис.6.11.а,б). Для получения минимального транспортного габарита ракеты, передняя точка крепления выполнена в виде оси, установленной по классной посадке, а заднии точки крепления в виде двух защелок, что позволяет произвести складывание рулей на корпус ракеты, с последующим возвратом в

. рабочее положение до момента срабатывания защелок.

Рис. 6.10

Рис.6.11 Узлы крепления решетчатого руля. а)– осями со стопорными шайбами; б) – болтами; в) – осью и защелками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: