Методы налоговой политики

  1. метод управления – организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая направлена на создание совершение системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективной закономерности ее развития, организует работу государственных налоговых инспекций, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные данные, результаты проверок, участвует в установленном разработке налоговой политики, осуществляет контроль за изданием министерствами и ведомствами нпа связанных с налогообложениях, в некоторых случаях ставит вопрос об отмене принятого нпа, контроль за правильностью заполнения деклараций, обобщает практику применения нпа, подготовка предложений по их совершенствованию, координирует проведение с контролирующими органами мероприятий по соблюдению нпа, проводит обследования и проверки на всех уровнях, устранение недостатков, связи с налоговыми службами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт работы зарубежных налоговых служб, подготавливает и реализует межправительственных договоров во избежание двойного налогообложения.
  2. пропаганда и информирование – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков необходимой информации для правильного исполнения налоговых обязанностей (о действующих налогах и порядках и сроках уплаты)
  3. метод налоговой культуры и воспитания – цель – привитие у налогоплательщиков осознанной необходимости и добросовестного исполнения своих обязанностей, повышение налоговой культуры. Информация может быть доступной, а так же с определенными грифами. Информацию по вопросам налогов и сборов обязаны представить в налоговый орган в течение месяца (возможно продление еще на 1 месяц), для этого необходимо в соответствующий налоговый орган с письменным запросом. Если информация затрагивает непосредственно права и свободы, а так же законные интересы, конкретного, поименно указанного налогоплательщика, то она и предоставляется только этому налогоплательщику либо его уполномоченному представителю. Информация касающаяся прав и обязанностей – предоставляется только в случае, если вопрос затрагивает права и обязанности этого конкретного налогоплательщика.
  4. консультирование
  5. легатирование
  6. контролирование
  7. принуждения

говоря о налоговом праве и о его принадлежности и связи с ФП: обе дисциплины – публичный характер, налоговое право имеет свои специфические признаки, которые соответствуют характеру налогового правоотношения.

Юристы изучают налоговое право с позиции участников налоговых правоотношений. Главный ориентир – это интересы государства и налогоплательщиков.

Предмет – составная часть финансового права и принимая во внимания ст. 2 НК РФ, можно сказать, что предмет налогового права следует определять как совокупность властных отношений по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов, а так же отношений возникающих в процессе налогового контроля, обжалование актов налогового органа и привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Характерен метод властных предписаний – императивный метод, который содержит в себе преимущественно, предписывающие или запрещающие нормы.

Система налогового права

  1. правовые институты: институт налоговой обязанности – ст. 57 КРФ, институт налоговой ответственности, институт налоговой тайны,
  2. субъинституты: отношение по изменению срока уплаты налогов, привлечение к ответственности,
  3. норма права: в процессе установления и взимания налогов и сборов, обеспеченное государственным принуждением.

Источники налогового права

Понятие, виды источников

  1. международные договора
  2. КРФ
  3. НК РФ: На основании ст. 12 НК
  4. ФЗ
  5. Законы субъектов РФ:
  6. Иные НПА: общие нпа – указы президента РФ, постановления правительства РФ; ведомственные – нпа министерств и ведомств,

Указами президента РФ вводятся зоны льготного налогообложения.

Постановлениями правительства РФ – порядок списания недоимок, порядок размера выплат (свидетелям, переводчикам, специалистам и понятым),

Ведомственные – фнс устанавливает регламенты, формы требования проведения актов, постановки на учет и тп.

Действие актов по кругу лиц – федеральные, региональные, местные.

Во времени: особые правила - зависит от того, какие изменения в себе несут нормы, они могут иметь обратную силу, не иметь обратную силу, либо приобрести (предусматривается непосредственно в акте). Устанавливающие новые налоги и сборы повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют. Акты устраняющие, смягчающие ответственность – имеют обратную силу.

Основы международного налогового права

Основная цель – устранение двойного налогообложения и дискриминации.

Важную роль в регулировании налоговых отношений играют международные договоры Российской Федерации. Статья 7 НК РФ закрепляет в соответствии с Конституцией РФ приоритет международных договоров над нормами национального налогового законодательства. Это значит, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством, то применяются правила и нормы соответствующих международных договоров. В частности, речь идет о заключенных Россией с другими государствами двусторонних договорах об избежании двойного налогообложения.

Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. Принципиальную значимость для формирования и функционирования системы источников налогового права приобретают положения части 1 статьи 15 Конституции РФ. Речь идет о закреплении правила, в соответствии с которым законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ устанавливается также приоритет международных договоров над нормами национального законодательства, в том числе и налогового (часть 4 статьи 15 Конституции РФ). Тем самым определяется место международных договоров и в системе правового регулирования налоговых отношений.

Федеральное налоговое законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ состоит из самого Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Это значит, что ведущее место в системе законодательства о налогах и сборах отводится Налоговому кодексу РФ, который, будучи отраслевым кодифицированным актом, призван обеспечить единообразное и системное правовое регулирование налоговых отношений на всей территории Российской Федерации. Налоговый кодекс состоит из первой и второй частей.

Налоговое законодательство субъектов РФ и налоговые акты муниципальных образований. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 НК РФ налоговое законодательство субъектов РФ состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. В свою очередь, пункт 5 статьи 1 НК РФ устанавливает, что нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, приведенные нормы предполагают возможным принятие субъектами РФ и муниципальными образованиями, соответственно, налоговых законов и налоговых актов только в тех случаях, когда это предусмотрено Налоговым кодексом. При этом первоначальное рамочное регулирование соответствующих налоговых отношений осуществляется самим Налоговым кодексом.

Налоги и сборы. Их виды и классификации

Налоги – принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства.

Налог – это единственная установленная законом форма отчуждения собственности физ и юр лиц на началах обязательности, безвозмездности и безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, но не носящую характера наказания с целью обеспечения способности публичной власти.

Сборы –

Отличительный признак налога и сбора – совершение юридически значимых действий в отношении плательщика сбора.

Функции налогов:

  1. Фискальная -
  2. Распорядительная (экономическая) – перераспределение финансовых ресурсов
  3. Стимулирующая – стимулирование с помощью налоговых льгот, вычетов, кредитов и тп
  4. Контрольная – проверка эффективности хозяйствования экономических субъектов

Классификация налогов

  1. Федеральные
  2. Региональные
  3. Местные

По форме взимания делятся на прямые(подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление).

Прямые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Прямые делятся на две подгруппы – личные (которые учитывают фактическую способность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода), реальные (предполагаемый, усредненный доход).

Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. Подразделяются на группы: индивидуально-косвенные (строго определенные группы товаров, акцизы), универсально-косвенные (облагаются почти все виды товаров, НДС), таможенные пошлины (взимаются с лиц занимающихся экспортно-импортную деятельность – вывозные, ввозные и экспортные).

Налоги со смешанным субъектным составом

По способу обременения: репортационные, кватотивные.

По целевой направленности: общие,

По принадлежности к бюджету: закрепленные, разноуровневые

Окладные (на имущество) и неокладные налоги


Квазиналоги

Квазиналогами именуются обязательные платежи, но у которых отсутствует признак налогов.

К ним относятся страховые взносы, которые имеют много общего с налогами, но у них отсутствуют признаки индивидуальной безвозмездности.

Патентная пошлина

Не предусмотрена, так как регулируется другим законом и ими занимается патентное ведомство. Устанавливается Правительством РФ.

Консульские сборы

Взимаются за консульские действия. Сбор не входит в обязанности минфина.

Парафискалитет

Устанавливается в пользу организации публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти и управления. Например, третейские сборы, которые идут на покрытие общих расходов связанных с организацией третейских судов, либо для урегулирования экономических споров ТПП РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: