Общее представление о ПД (сущность, задачи)

Этические принципы ПД

Треб-я, предъявляемые к психодиагносту и ПДМ.

Общее представление о ПД (сущность, задачи).

Общая хар-ка ПД как науки и области практ. деят-ти

ЛЕКЦИЯ 2

3. Общая хар-ка ПДМ:

а) классификация ПДМ;

б) достоинства и недостатки неα ПДМ;

в) тесты и классификация тестов.

Слово «ПД» означает буквально «постановка психологич. диагноза», или принятие квалифициров-го реш-я о наличном психологич. состоянии чел-ка в целом или о к.-л. отдельно взятом психологич. св-ве.

В психологии из-за неоднозначности термина «ПД» сложилось 2 его понимания.

1-е из определений понятия «ПД» относит его к спец. области психологич. зн-й, касающейся разработки и использ-я в практике различных психодиагностич. ср-в. В этом понимании «ПД» явл-ся теор. наукой, отвечающей на след-е теор.??:

1. Какова природа психологич. явл-й и принципиальная возм-ть их науч. оценки?

2. В какой мере применяемые в наст. t ср-ва ПД соответствуют принятым общенауч., методологич. требов-м?

3. Каковы основные методич. требов-я, предъявляемые к различным сред-вам ПД?

4. Каковы осн-е процедуры конструирования и проверки научности методов ПД?

2-е определение термина «ПД» указывает на специфич. сферу деят-ти психолога, связанную с практич. постановкой психологич. диагноза. В этом случае «ПД» явл-ся практич. наукой, отвечающей на след-е практич.??:

1. Определение проф. требов-й, предъявляемых к спец-ту в области ПД.

2. Установление перечня ЗУНов, α он д/обладать, чб успешно справляться со своей работой.

3. Выяснение минимума практич. усл-й, соблюдение α явл-ся гарантией того, что спец-т действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом ПД.

4. Разработка программ, ср-в и методов практич. подготовки спец-тов в области ПД, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса?? – теор. и практич. – тесным образом взаимосвязаны. Для того, чб быть спец-том высокой квалификации в этой сфере, необх-мо достаточно хорошо овладеть как теор., так и практ. основами ПД. То и другое в отдельности не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Чаще ПД выступает как отдельная вполне самост-я сфера деят-ти, целью α явл-ся постановка психологич. диагноза, т.е. оценка наличного психологич. состояния чел-ка. Точная ПД в любом психол.-пед. эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости к.-л. психологич. св-в. В данном контексте ПД – и науч., и практ. – использ-ся в огромном кол-ве областей науки (п/в, конечно, психологии и педагогики) – в мед. психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда, в психологич. консультир-и, в психокоррекции, в педагогике – словом, везде, где требуется точное зн-е степени Rt тех или иных психологич. св-в чел-ка.

Во всех описанных случаях науч. и практ. ПД решает ряд типичных для неё задач:

1. Установление наличия у чел-ка того или иного психологич. св-ва или особ-ти поведения.

2. Определение степени развитости данного св-ва, её выражение в опр-х колич. и качеств. показателях.

3. Описание диагностируемых психологич. и поведенч. особ-тей чел-ка в тех случаях, когда это необх-мо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых св-в у разных людей.

Все 4 задачи в практ. ПД решаются или каждая в отдельности, или комплексно, в завис-ти от целей иссл-я. Причём практически во всех случаях требуется владение методами колич-го анализа и математ. статистики.

Т.о., ПД есть достаточно сложная область проф. деят-ти, требующая спец. подготовки. Совокупность всех ЗУНов, α д/владеть психодиагност, настолько обширна, а сами ЗУНы настолько сложны, что ПД рассматривается как особая специализация в работе проф. психолога. В этой связи к работе психодиагноста и к используемым им ПДМ предъявляются ряд довольно строгих требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: