Эволюция электронного бизнеса
Концепция электронного бизнеса
Тема 1. Электронный бизнес и электронная коммерция
Концепция электронного бизнеса появилась еще до повсеместного распространения. Сетевая экономика представляет собой сетевую системную организованную пространственную структуру взаимоотношений экономических субъектов, находящихся в любой точке этой структуры. Все, что происходит в мире бизнеса, в значительной степени создается, формируется и изменяется посредством коммуникаций, дистанционной передачи данных и сетей связи.
Существование сетевой экономики связано не с внедрением сколь угодно большого количества компьютеров, а с коммуникациями с помощью этих компьютеров.
Сетевая экономика имеет следующие особенности, существенно отличающие ее от традиционной экономики:
· перемещения людей заменяются перемещением информации и товаров;
· производство организуется в стране, потребляющей товары, которые имеют устойчивый спрос;
|
|
· усиливается конкуренция на рынке труда;
· повышается роль домашнего умственного труда;
· увеличивается динамика смены бизнес-партнеров;
· выравниваются информационные возможности крупных и мелких коммерческих организаций;
· повышается оперативность принятия решений;
· внедряется управление на коллективной и равноправной основе;
· появляются новые формы расчетов.
Наряду с преимуществами для сетевой экономики характерны и недостатки, заключающиеся в следующем:
· риски трудно рассчитываются, так как носят глобальный характер;
· выделить главные факторы риска часто не представляется возможным;
· экономическая ситуация меняется очень быстро и решения должны быть оперативными;
· обеспечивать информационную безопасность становится все труднее;
· высока вероятность технологических рисков;
· потенциальное недоверие к контрагенту;
· отсутствует юридический статус виртуального предприятия.
Электронный бизнес, электронная коммерция – это новые способы ведения бизнеса, глобальны и динамичны, состоят из операций, происходящих одновременно во времени и пространстве.
Электронный бизнес начался в первую очередь там, где его легко можно было применить. В 1980 г. появился электронный обмен документами (EDI - Electronic Document Exchange) и электронная подпись, и эти возможности стали применяться в банках.
Сферы, в которых постепенно развивался электронный бизнес:
Банки → Страхование → СМИ → Торговля →
→ Телекоммуникации → Транспорт → Поставки