Типы организационных структур. Этапы группового развития

Этапы группового развития

· формирования (люди не уверенны в целях, структуре организации, не определен лидер)

· бурление (высококонфликтный этап развития группы – определение ролей и обязанностей членов группы)

· становление норм (кооперация и начало сотрудничества, люди обладают чувством «мы», они сплочены и идентифицируют себя с организацией)

· действие (эффективное выполнение задач)

· распад

Различие группы и команды

  Группы Команды
Лидер + -
Ответственность личная Личная и коллективная
Обсуждение раб. вопросов Эффективные собрания Свободные встречи
Продукт Индивидуальная деятельность Коллективная деятельность


Построение организационных структур

1.типы организационных структур

· линейная

· функциональная, недостатки: дивергенция, конфликтность, отделы не справляются при различных продуктах)

· дивизиональная (продуктовая, региональная потребительская)

· матричная

2.специализация труда

3.централизация/децентрализация

4.Span of Control (диапазон контроля)

5.линейные и штабные работники

Линейная:

Высший руководитель
Линейный менеджер 1 Линейный менеджер 2 Линейный менеджер 3
Рядовой сотрудник 1 Рядовой сотрудник 2 Рядовой сотрудник 3

Функциональная (менее гибкая):

Высший руководитель
Функциональный отдел 1 Функциональный отдел 2

Дивизиональная

  Высший руководитель
Продуктовая Продукт1 Продукт2 Продукт3
Региональная Регион1 Регион2 Регион3
Потребительская Потребитель1 Потребитель2 Потребитель3

Матричная:

Высший руководитель
  Функциональный отдел 1 Функциональный отдел 2
Продукт/проект1 Подчиненные  
Продукт/проект2    

Линейные и штабные работники

Сложность работы - степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом.

Узкоспециализированные работы имеют всего несколько задач и операций (малый масштаб), реализация их осуществляется с помощью предписанных средств

Широкоспециализированные работы имеют противоположные характеристики

Ротация – перемещение работника с одной работы на другую и соответственно возможность выполнять более разнообразные функции

Масштаб работы - количество задач или операций которые работник должен выполнить.

Расширение масштаба базируется на разнообразии и повышении привлекательности работы, путем добавления рабочих функций.

Сложность работы Высокая Нейрохирург Зав отделением
Низкая Штамповщик Садовник
  Малый Большой
Масштаб работы

Модели проектирования работы

Внеорганизационное окружение
Внутриорганизационные факторы влияющие на проектирование работы
Сложность работы Отношения по работе Масштаб работы
Обогащение работы Социо-техническая система Построение работы
Ротация работы   Расширение масштаба работы
Внеорганизационное окружение
Внутриорганизационные факторы влияющие на проектирование работы

Диапазон контроля – количество человек, непосредственно подчиненных одному менеджеру:

Недостатки высокой структуры: искажение информации, недостатки плоской структуры, нет времени на всех.

Многоуровневая система (мало подчиненных), плоская (много подчиненных)

Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне

Децентрализация – передача ответственности за ряд ключевых решений - передача прав на нижние уровни управления

Их степени определяются по: числу, важности решений, степени контроля.

Департаментализация – процесс организационного обособления исполнителей схожих работ.

Нормы управляемости – число подчиненных, непосредственно подотчетных вышестоящему по иерархической лестнице индивиду


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: