1.процессный
2.системный (рассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели. ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее)
3.ситуационный
Процессный – непрерывность, цикл, коррекция планов
Системный (взаимосвязанные и взаимовлияющие элементы)
Статическая | Динамическая | |
Открытая | Завод | |
Закрытая | Фломастер | Аквариум |
Схема «7-С» (Питерс и Уотерман): Структура, Стратегия, Системы и процедуры, Совместно разделяемые ценности, Сумма навыков, Стиль, Состав персонала. Изменение любого из элементов должно повлечь изменение остальных 6.
Этапы.
1. характеристика каждого элемента схема
2. анализ связей
Стратегия-: (жесткие) планы и направления действий, определяющее распределение ресурсов, фиксирующее обязательства первоначально эта стратегия – конгламеративная и диверсификационная – производство технологически несвязанных продуктов.
|
|
Структура: внутренняя композиция организации. Тип: централизованная/децентрализованная, количество человек в подчинение у одного менеджера. Функциональная структура – в каждом из отделов занимаются двумя продуктами (ПФМ). Продуктовая структура – для каждого из продуктов существуют свои отделы.
Системы и процедуры: протекают в организации. Формализованные – годовые балансы, системы отчетов. Неформализованные – просьбы.
Стиль: Способ управления организацией. Стиль лидерства ведущих менеджеров (автократ, либерал, демократ)
Состав персонала: критерии пола, возраста, образования.
Сумма навыков: отличительные черты (знание языков, компьютера)
Совместно разделяемые ценности: смысл и содержание основных направлений деятельности.
Ситуационный подход – частично включает в себя системный. Основывается на законе ситуации, которая была сформулирована Мери Коллет: "Распоряжение и власть менеджера определяется конкректной рабочей ситуацией, прежде чем отдавать распоряжения, менеджер должен оценить ситуацию в целом." Нет метода, эффективного для любой ситуации, в каждой ситуации нужен свой подход. Ситуационный подход лежит в основе стратегического управления. Шаги ситуационного подхода:
1. управление должно анализировать ситуацию с точки зрения требований к организации со стороны ситуации
2. нахождение наилучшего подхода к осуществлению управления
3. управление должно создавать потенциал организации и необходимую гибкость, чтобы можно было поменять управленческий стиль
4. управление должно произвести изменение позволяющее подстроиться к ситуации
|
|
Управление – искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление, затем следовать универсальным рекомендациям
Стратегическое управление – управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производительную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели.
Процесс стратегического планирования (этапы): миссия организации > цели организации > оценка и анализ внешней среды > управление обследованием сильных и слабых сторон > анализ стратегических альтернатив > выбор стратегии > реализация стратегии > оценка стратегии.
Миссия – констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Выражает:
1. целевые ориентиры (то есть на решение каких задач направлена деятельность организации)
2. сферу деятельности (продукт, рынок)
3. философию организации (ценности, верования)
4. возможности и способы осуществления деятельности (сила организации, применение технологии)
Необходима для:
1. субъектов внешней среды (дает представление об организации, ее целях, философии)
2. способствования единения персонала и появления корпоративного духа (общая цель, идентификация рабочего организации, климат организации- философия)
3. упрощения процесса управления, более действенное управление организацией (база для целей, обеспечение стандартов для ресурсов, смысл деятельности для рабочего)
Цели: Должны быть – измеряемы, оговорены во времени, достижимы. Могут быть поставлены: для организации в целом, для подразделений. Сферы целей
· доходы организации
· работа с клиентами
· потребности и благосостояние сотрудников
· социальная ответственность
Цели обычно устанавливаемые деловыми организациями
1. разработка, производство продукта
2. мощность организации
3. финансовые ресурсы
4. производительность
5. положение на рынке
6. прибыльности
7. человеческих ресурсов
8. работы с покупателями
Воздействие внешних факторов. Микро (прямое воздействие – конкуренты, поставщики) и макро (косвенное воздействие – экономические, политические, социальные факторы) окружение. Массив внешних факторов – экономическая система, конкуренты, потребители, государство, законы, политическая ситуация, поставщики, технологии, инфраструктура, социокультура.
Сильные и слабые стороны (SWOT- метод совместного анализа внутренней и внешней среды, для установления линий связи между силой и слабостью, возможностями и угрозой): Сильные стороны, Слабые стороны. Возможности и угрозы. На основе их комбинаций вырабатывается стратегия.
возможности | угрозы | |
Сильные стороны | сив | сиу |
Слабые стороны | слв | слу |
Стратегии. Типы (по продуктовой схеме):
1. Корпоративная – стратегия всего управления (производства)
2. деловая (бизнес) – стратегия отдельного продукта
3. функциональная – стратегия отдела в каждом продукте
4. операционная (замена устаревшего оборудования)
Для анализ макроокружения применяется PEST:
P – политические и законодательные факторы (законы, коалиции)
Е – экономические факторы (ВВП, ВНП, курс, инфляция)
S – социальные факторы (традиции, рынок труда, безработица)
T – технологические факторы (тех прогресс, применение технологий)