Межличностные коммуникации.
Типы коммуникаций.
Подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблемы.
Запрограммированные и незапрограммированные решения.
Запрограммированное решение – результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения, возникают вследствие новой необычной ситуации
Подходы к принятию решений.
Этапы рационального решения проблемы.
1. диагноз проблемы
2. формулировка ограничений и критериев
3. выявление альтернатив
4. анализ альтернатив
5. выбор альтернативы
6. реализация решения
7. обратная связь
8. оценка результатов
Коммуникация – обмен мнениями, идеями, информацией в устном, письменном виде, посредством символов и действий.
Типы коммуникаций (каналы):
Вербальные (устные): личная беседа, телефонный разговор, собрание.
Письменные (электронные): списки, отчеты и т. д.
Невербальные (язык телевидения): интонация, мимика, внешний вид
Информация передается от личности к личности, осуществляемая путем передачи идей, фактов, намеков и т. д. с целью получения в ответ желаемой реакции.
Этапы и стадии межличностных отношений:
1. Этап отправления: отправитель -> формулирование значения информации
2. Кодирование: трансформирование значения в послание, которое может быть передано: выбор системы кодовых знаков (носителей), носители организуются в форму, формируется в послании, которое посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до адресата
3. Этап получения: канал выводит послание на приемник, послание достигает получателя
4. Раскодирование: восприятие, интерпретация, оценка. Возможно искажение в значении, связанное с наличием шума (любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл послания)
5. Обратная связь: обмен участников процесса ролями, ответ получателя на послание.
Используется в организациях с иерархической структурой управления.
1. Нисходящие каналы коммуникаций: информация «сверху вниз» для передачи сотрудникам на нижних ступенях иерархической лестницы (обычно не предполагают обсуждения).
2. Восходящие коммуникации (обратная связь менеджеров с сотрудниками). Изучение мнения работников, схемы выдвижения предложений, процедуры подачи желоб
3. Горизонтальные коммуникации: призваны преодолевать границы отделов или функций.