Теория лидерских качеств (Стогдилл) -теория черт
Типы власти (Френч, Рейвен).
1. Основанная на принуждении - способность получать желаемое согласие под страхом наказания
2. Основанная на вознаграждении- человек выполняет просьбу, рассчитывая на вознаграждение
3. Экспертная – окружающие признают, что индивид обладает специальными знаниями
4. Эталонная (харизматическая) - основывается на личных привлекательных качествах менеджера
5. Законная- предоставляется в рамках официальной должности
Качества лидера:
1. Ум и интеллектуальные способности
2. Господство или преобладание над другими
3. Уверенность в себе
4. Активность и энергичность
5. Знание дела
Концепция лидерского поведения. Три стиля руководства: авторитарный (власть, ответственность, установление целей и средств в руках лидера, коммуникационные потоки идут вниз), демократический (делегирование полномочий, принятие решений расположены по уровням, коммуникационные потоки в двух направлениях), либеральный
Исследования штата Огайо. Двухфакторная теория руководства: внимание к человеку, внимание к структурированию отношений. Четыре стиля руководства:
1. лидер уделяет меньше внимания структурированию заданий, а больше занимается удовлетворением их потребностей
2. лидер не справляется со структурированием, стремясь установить наилучшие отношения с рабочими
3. основное внимание структурированию при слабом учете желаний работников
4. лидер обеспечивает руководство работой, уделяя внимание установлению хороших отношений с работниками
Управленческая сетка Блейка и Моутон. Две переменных лидерского поведения: интерес к производству и интерес к людям.
1.1 мало управления: приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции
1.9 управление людьми: внимательное отношение к людям в целях установления отношений удовлетворенности
9.9 управление участием: эффективность работы исходя из обязательств людей и их взаимодействия, отношения не доверии и уважении
9.1 управление работой: производительность при минимуме уделения внимания человеческому фактору
5.5 управление посередине: адекватное выполнение работы основанное на балансе усилий по завершению работы с одновременным поддержанием морали на удовлетворительном уровне.
X (автократ):люди ленивы и не хотят работать, стремятся избегать ответственности, единственный способ заставить их работать – контроль и принуждение
Y (демократ): работа также естественна как игра, люди стремятся принять на себя ответственность, контроль не является способом стимулирования труда.
Ситуационная теория лидерства Херсея и Бланшарда. Зрелость последователей определяется наличием у людей способностей и желания. Зрелость включает в себя две составляющие: профессиональная и психологическая. Стадии зрелости последователей:
1. люди не способны и не желают работать
2. люди не способны, но желают работать
3. люди способны, но не желаю работать
4. люди способны и желают работать
Стили лидерства: указывающий (1) – присмотр за работниками
убеждающий (2) – объяснения, вселение уверенности
участвующий (3) – партнерство со стороны лидера
делегирующий (4) – незначительная поддержка работников