Атрибутивная теория мотивации Вайнера

Лекция

Лекция

ЛИТЕРАТУРА

Дьяков Ю. Т., Озерецковская О. Л., Джавахия В. Г., Багирова С. Ф. Общая и молекулярная фитопатология // М.: Общество фитопатологов. 2001. 302 с.

Курсанов А. Л. Транспорт ассимилятов в растении // М.: Наука. 1976. 646 с.

Лебедев С. И. Физиология растений // М.: Агропромиздат. 1988. 544 с.

Леопольд А. Рост и развитие растений // М.: Мир. 1968. 494 с.

Малиновский В. И. Механизмы устойчивости сверхчувствительных растений табака к вирусу табачной мозаики // Автореф. дис.... док. биол. наук. Владивосток: 1998. 45 с.

Мэтьюз Р. Вирусы растений // М.: Мир. 1974. 600 с.

Нобел П. Физиология растительной клетки (физико-химический подход) // М.: Мир. 1973. 288 с.

Олфри В., Мирский А. Как клетки создают молекулы // Живая клетка. М.: Мир. 1966. С. 51-66.

Патрушев Л. И. Экспрессия генов // М.: Наука. 2000. 527 с.

Полевой В. В. Физиология растений // М.: Высшая школа. 1989. 464 с.

Реунов А. В. Вирусный патогенез и защитные механизмы растений // Владивосток: Дальнаука. 1999. 173 с.

Слейчер Р. Водный режим растений // М.: Мир. 1970. 265 с.

Тарчевский И. А. Сигнальные системы клеток растений // М.: Наука. 2002. 294 с.

Чиркова Т. В. Физиологические основы устойчивости растений // СПб: С.-Петерб. ун-та. 2002. 244 с.

Курт Левин. Детям сложно противодействовать силам поля (фильм про детей и усаживание).

Эксперименты. После успеха уровень цели будущего действия повышается (уровень притязаний). После неудач он снижается. Скорость роста превышает скорость падения. Уровень притязаний зависит от предыдущих достижений.

Уровень достижения выше уровня притязаний — успех; наоборот — неуспех.

Несоответствие достижения — разность между уровнем достижения и уровнем притязаний.

Идеальная цель (уровень мечты) и реальная цель. Различие между идеальной целью и уровнем притязаний — внутреннее несоответствие. Дети плохо разводят эти цели.

Я-уровень — самооценка. Человек стремится поддерживать ее на максимальном уровне. Мы выбираем те цели, которые помогают сохранить ее на прежнем уровне.

Целевое несоответствие: разница между уровнем притязаний (второго действия) и предыдущим уровнем достижений (первого действия).

Мотивация достижения — стремление к высокому уровню Я. 2 мотивационных стратегии: МД = Стремление к Успеху + Избегание Неудачи. Если преобладает СУ, выбирают задачи среднего уровня. Когда преобладает ИН, выбирают сложные (не так стыдно провалиться) или простые (где заведомо не может быть неуспеха). На уровень притязаний влияет не только привлекательность цели, но и когнитивная оценка вероятности достижений.

Модель ожидаемой ценности. Аткинсон.

Va — результирующая валентность некоторой цели

Va (A^n) = Va(SucA^n)*Prob(SucA^n)+Va(FaiA^n)*Prob(FaiA^n).

Чем ниже уровень действия (сложность), тем менее привлекательны данные цели, и наоборот.

Мотивация достижений — мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любой деятельности, к результатам которой может быть применен критерий успешности. Д-ть должна иметь результат, быть не слишком сложной, но и не слишком простой, должна быть шкала оценивания, д-ть должна быть желательной для самого чел-а, и результат должен получаться самостоятельно.

Люди с высокой МД часто неадекватно реализуют мотивацию (в других сферах, отношения и тд).

Чем более недостижима цель, тем она желаннее; чем меньше вероятность успеха, тем больше его хочется — такое соотношение встречается только в мотивации достижений.

Курт Левин — модель редукции напряжения (гомеостаз).

Надситуативная активность — подъем над требованиями ситуации, постановка целей избыточных с т.з. исходной задачи (отеч. психология). Творчество, игра, познавательная активность, бескорыстный риск, сверхнормативная активность — стремление человека в своей д-ти превышать требования, которые предъявляются к этой д-ти обществом.

Теория самодетерминации Деси и Райана: люди от природы любопытны, активны, усердны, инициативны, ответственны, стремятся к росту, развитию. При определенных условиях человеческий дух мб сломлен — неоптимальное человеческое существование. При каких условиях не реализуется человеческая природа?

3 базовые потребности чел-а (остальные — производные, эти — врожденные):

1. В компетентности — чел-у нужно ощущать, что он эффективен в какой-то области.

2. В связи с другими.

3. В автономии (самодетерминации) — стремление самому инициировать свои действия и их поддерживать. Ощущение свободной воли.

Мотивация внешняя и внутренняя. Для внутренней специфично переживание удовольствия от д-ти; в ней склонность с рождения. Но при неудовлетворенности базовых потребностей мотивация внутренняя не развивается.

Теория когнитивной оценки: изучение влияния внешней среды на внутреннюю мотивацию. Соц среда может и усиливать, и препятствовать развитию внутренней мотивации.

Как внутренняя мотивация формируется из внешней? Переход совершается постепенно. Интериоризация внешней мотивации.

Когнитивные теории (когниция — предиктор поведения)

Атрибуция — приписывание, каузальная атрибуция — приписывание причин.

Причину успехов/неуспехов человек оценивает по параметрам:

- стабильность/нестабильной действующей причины во времени

- локус контроля — вовне или внутри

- (не)контролируемость некой причины субъектом

Из понимания человеком своих успехов/неуспехов формируется его мотивация.

Но: исходят из позиции, что люди объясняют эти вещи примерно одинаково.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: