МОТИВАЦИЯ ВЛАСТИ
Власть — побуждение другого сделать что-либо, что сам бы этот другой делать не стал.
Субъект власти должен ввести в мотивационное поле объекта дополнительные побуждающие мотивы.
Ср-ва подкрепления — источники власти:
1) власть вознаграждения (если сделаешь, получишь то-то)
2) власть наказания
3) нормативная власть (объект власти убежден, что у субъекта есть право управлять его поведением)
4) власть эталона (основывается на идентификации объекта с субъектом — о. хочет быть похож на с., поэтому делает то же, что и с.)
5) власть знатока (о. приписывает с. профессиональную компетенцию, знания в опр области, доверяет его мнению)
6) информационная власть (о. считает, что с. власти знает что-то, что объект не знает, и ориентируется на это конкретное знание)
Поведение власти можно разделить по мотивации, которая лежит за ним:
1) инструментальная власть (с. заставляет о. что-то делать для др целей)
2) власть ради нее самой (здесь лежит подлинная мотивация власти в основе; удовольствие). Делится на:
|
|
- власть ради действий власти (удовольствие при манипулировании действиями другого; и источников мб мало — типа вахтера)
- стремление к источникам власти, удовольствие от владения источниками власти (деньги, позиция в об-ве и тд).
Поведение власти:
- определить, как на человека можно воздействовать: определение мотивации объекта, какой источник сработает.
- что будет за это в ответ, какая обратная реакция мб, какое сопротивление возможно. Если оно не слишком сильно — может применять власть.
- рассматривает, какие источники власти в распоряжении.
- преодоление внутренних барьеров, типа угрызений совести.
- реализация средств воздействия.
- реакция объекта.
У людей бывают предпочтения в источниках власти. В зависимости от локуса контроля: с внтуренним — убеждение и уговоры, с внешним — принуждение и наказание. Если чел ощущает неспособность управлять событиями, средства воздействия более жесткие.
Также различия мб в том, насколько мотив власти реализуется в разных сферах: чел может проявлять только в проф д-ти, может быть генерализованный мотив власти — во всех сферах.
Пи-власть и Эс-власть: личностно ориентированная (осуществляя действия власти, чел стремится к личным целям) и соц ориентированная (стремится к соц целям). По моральности цели.
А. — поведение, за которым может стоять агрессивная мотивация, может переживаться состояние агрессии.
А. как поведение — намеренное причинение вреда другому.
Феноменология А. через классификацию видов:
- физическая
- вербальная
- открытая (явная для окр, очевидная)
|
|
- замаскированная (косвенная) (который год любуюсь твоим платьем; тайком вырыть другому яму, распустить сплетни)
- реактивная (в ответ на др агрессию)
- спонтанная (агрессия, ничем внешне не спровоцированная; хотя глубинные причины-то есть)
По целям:
- экспрессивная (непроизвольный взрыв гнева и ярости, выплеснуть наружу хоть как-то)
- враждебная (целенаправленное нанесение вреда другому, удовольствие от этого)
- инструментальная (направлена на достижение какой-то другой, нейтральной цели; нанесение вреда – инструмент для достижение этой цели)
Направленность на объект:
- интравраждебная (агрессия, направленная на самого себя)
- экстравраждебная (может различаться по объекту: о., который причинил челу неудовольствие; иногда бывает сдвиг агрессии на беззащитную жертву).
Готовность чел-а к агрессивному поведению — агрессивность (черта характера).
Враждебность — склонность к негативным чувствам и оценкам по отн к людям и событиям (черта характера).
Нормы агрессии — существующие в данном обществе правила о допустимости определенных типов агрессивного поведения, их частоте и масштабах.
Нормы возмездия — правила о допустимом ответе на агрессию.
Типы самооправданий (чел ведет себя агрессивно, несмотря на нормы и не чувствует вины):
1) снижение значимости агрессии через сравнение (другие делают еще хуже и тд)
2) служение агрессии высшим ценностям
3) отрицание своей ответственности (мне приказали — я сделал)
4) разделение ответственности с другими (я как все)
5) дегуманизация жертвы (это не человек — это враг)
6) постепенное примирение (человек как бы привыкает, снижается моральная чувствительность)
1. Теория социального научения (Бандура): нет подлинной мотивации агрессии; он агрессивен, тк усваивает из социума агрессивные, неадекватные модели поведения. Дети как бы научаются агрессии от взрослых. Если они не видят ее — они не будут агрессивными. Эксперименты с отвлеченным наблюдателем: они фиксировали все взаимодействия играющих детей; смотрят агрессивный фильм; потом играют снова; и число агрессивных взаимодействий увеличивается. Но тут 2 подгруппы: у одних детей нет реакции, а другие резко агрессивны, которые и дают высокий результат. Вторые — дети из конфликтных семей.
2. Агрессия — базовый инстинкт, поэтому его надо разряжать, давать ему реализоваться. У Фрейда это мортидо (врожденное влечение).