Агрессия

МОТИВАЦИЯ ВЛАСТИ

Власть — побуждение другого сделать что-либо, что сам бы этот другой делать не стал.

Субъект власти должен ввести в мотивационное поле объекта дополнительные побуждающие мотивы.

Ср-ва подкрепления — источники власти:

1) власть вознаграждения (если сделаешь, получишь то-то)

2) власть наказания

3) нормативная власть (объект власти убежден, что у субъекта есть право управлять его поведением)

4) власть эталона (основывается на идентификации объекта с субъектом — о. хочет быть похож на с., поэтому делает то же, что и с.)

5) власть знатока (о. приписывает с. профессиональную компетенцию, знания в опр области, доверяет его мнению)

6) информационная власть (о. считает, что с. власти знает что-то, что объект не знает, и ориентируется на это конкретное знание)

Поведение власти можно разделить по мотивации, которая лежит за ним:

1) инструментальная власть (с. заставляет о. что-то делать для др целей)

2) власть ради нее самой (здесь лежит подлинная мотивация власти в основе; удовольствие). Делится на:

- власть ради действий власти (удовольствие при манипулировании действиями другого; и источников мб мало — типа вахтера)

- стремление к источникам власти, удовольствие от владения источниками власти (деньги, позиция в об-ве и тд).

Поведение власти:

- определить, как на человека можно воздействовать: определение мотивации объекта, какой источник сработает.

- что будет за это в ответ, какая обратная реакция мб, какое сопротивление возможно. Если оно не слишком сильно — может применять власть.

- рассматривает, какие источники власти в распоряжении.

- преодоление внутренних барьеров, типа угрызений совести.

- реализация средств воздействия.

- реакция объекта.

У людей бывают предпочтения в источниках власти. В зависимости от локуса контроля: с внтуренним — убеждение и уговоры, с внешним — принуждение и наказание. Если чел ощущает неспособность управлять событиями, средства воздействия более жесткие.

Также различия мб в том, насколько мотив власти реализуется в разных сферах: чел может проявлять только в проф д-ти, может быть генерализованный мотив власти — во всех сферах.

Пи-власть и Эс-власть: личностно ориентированная (осуществляя действия власти, чел стремится к личным целям) и соц ориентированная (стремится к соц целям). По моральности цели.

А. — поведение, за которым может стоять агрессивная мотивация, может переживаться состояние агрессии.

А. как поведение — намеренное причинение вреда другому.

Феноменология А. через классификацию видов:

- физическая

- вербальная

- открытая (явная для окр, очевидная)

- замаскированная (косвенная) (который год любуюсь твоим платьем; тайком вырыть другому яму, распустить сплетни)

- реактивная (в ответ на др агрессию)

- спонтанная (агрессия, ничем внешне не спровоцированная; хотя глубинные причины-то есть)

По целям:

- экспрессивная (непроизвольный взрыв гнева и ярости, выплеснуть наружу хоть как-то)

- враждебная (целенаправленное нанесение вреда другому, удовольствие от этого)

- инструментальная (направлена на достижение какой-то другой, нейтральной цели; нанесение вреда – инструмент для достижение этой цели)

Направленность на объект:

- интравраждебная (агрессия, направленная на самого себя)

- экстравраждебная (может различаться по объекту: о., который причинил челу неудовольствие; иногда бывает сдвиг агрессии на беззащитную жертву).

Готовность чел-а к агрессивному поведению — агрессивность (черта характера).

Враждебность — склонность к негативным чувствам и оценкам по отн к людям и событиям (черта характера).

Нормы агрессии — существующие в данном обществе правила о допустимости определенных типов агрессивного поведения, их частоте и масштабах.

Нормы возмездия — правила о допустимом ответе на агрессию.

Типы самооправданий (чел ведет себя агрессивно, несмотря на нормы и не чувствует вины):

1) снижение значимости агрессии через сравнение (другие делают еще хуже и тд)

2) служение агрессии высшим ценностям

3) отрицание своей ответственности (мне приказали — я сделал)

4) разделение ответственности с другими (я как все)

5) дегуманизация жертвы (это не человек — это враг)

6) постепенное примирение (человек как бы привыкает, снижается моральная чувствительность)

1. Теория социального научения (Бандура): нет подлинной мотивации агрессии; он агрессивен, тк усваивает из социума агрессивные, неадекватные модели поведения. Дети как бы научаются агрессии от взрослых. Если они не видят ее — они не будут агрессивными. Эксперименты с отвлеченным наблюдателем: они фиксировали все взаимодействия играющих детей; смотрят агрессивный фильм; потом играют снова; и число агрессивных взаимодействий увеличивается. Но тут 2 подгруппы: у одних детей нет реакции, а другие резко агрессивны, которые и дают высокий результат. Вторые — дети из конфликтных семей.

2. Агрессия — базовый инстинкт, поэтому его надо разряжать, давать ему реализоваться. У Фрейда это мортидо (врожденное влечение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: