Мотивация помощи

Лекция

Мотивация отдельных типов д-ти — продолжение.

Власть, помощь и аффилиация: выбрать 1 вид мотивации, по тексту из Хекхаузена — реферат. Не длинный, для ответа на экзамене. Доступная форма, пересказ сложного текста, не надо фраз из текста — пересказ. 1-2 эксперимента, основные идеи. 12 шрифт, 2-3 страницы.

Надо различать поведение помощи — любое направленное на благополучие другого поведение, и мотивацию. Она может стоять за поведением, но оно мб мотивировано и чем-то другим.

Мотивация помощи = просоциальная мотивация = альтруистическая мотивация.

Подлинное поведение помощи — бескорыстное, побуждается благом другого человека.

Люди, которые спасали евреев во Второй мировой:

- ориентация на родит образцы

- стремление к риску

- критич отношение к соц нормам и правилам в обществе

Но широкомасштабные исследования начались в сер 60-х гг в Америке. Стимул — убийство молодой женщины в Бронксе, которое видели многие люди, но никто не помог и не позвонил в полицию.

Особое внимание уделяется ситуативным детерминантам. Какие-то снижают, какие-то повышают мотивацию помощи. Берется ситуация, меняют факторы, измеряют соотношение помогающих/непомогающих. Отказ от лаб экспериментов, моделирование ситуаций в естественных условиях. Повседневные/бедственные ситуации (затраты высоки, надо быстро реагировать, нужны какие-то навыки).

Оценка ситуации: кто просит помощи, почему попал в такую ситуацию, что требуется от самого человека, стоит ли вмешиваться ему самому.

- Чем меньше затраты и чем больше польза для объекта, тем вероятнее помощь. Эксперименты Аллена в метро: 50 процентов помогали, когда подсадная утка нейтральна; а когда он слегка агрессивен и говорил неверно, процент снижался до 28 процентов; когда вел особо агрессивно, до 16 процентов.

- Когда человек решает, стоит ли вмешиваться в ситуацию — принятие ответственности. Диффузия ответственности: людей слишком много, и все думают, зачем я буду вмешиваться — снимают с себя ответственность.

- Человек ориентируется на нормы в обществе, нормы помощи; нормы взаимности (как надо отвечать на поведение помощи).

- Человек может сравнить свое поведение со своим идеальным Я; если различие сильно, он поможет. Но часто укоризненные замечания не ведут к помощи.

- Реакция окружающих важна на неск этапах:

1) когда чел оценивает ситуацию; (в бедственных ситуациях особенно — смотрит на окружающих и понимает, как надо себя вести)

2) поведение окружающих — поведение помощи со стороны других актуализирует такое же поведение у человека. (Доллар в конверте и письмо).

- Оценка объекта: должен знать просящего в лицо, индивидуально. На своей территории чел ведет себя более альтруистично (родной факультет - общ места и тд).

- Атрибуция причин: приписывание причины того, почему чел оказался в бедственном положении. Помогают тем, кто не виноват.

Когда чел разобрался в ситуации, он переходит к принятию ответственности. Может не принять, если требуется слишком много затрат.

Приняв ответственность, может перейти к поведению помощи. Но между ними еще один важный механизм.

- Подлинным мотивом помощи будет мотив, опосредованный самооценкой: человек будет думать о себе хорошо, если поможет (а не потому, что о нем будут так думать другие).

- Интериоризация норм помощи.

- Модель сопереживания: чел сопереживает, понимает заранее, какую радость принесет человеку его помощь, предвосхищает эмоции будущего и оценивает бедственное положение, вживается в эмоции. (Студенты-теологи: их эмоции были заняты другим).

- Локус контроля: тенденция человека приписывать ответственность себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: