Монтаж по свету

Принцип седьмой.

Монтаж по композиции кадров.

Неопытные режиссеры и операторы предпочитают центральную композицию кадра. То есть, располагают главный объект по центру. Такая компоновка кадра очень распространена, и без нее не обойтись ни в кино, ни на телевидении. Однако, для часто для большей выразительности, а иногда и по необходимости главный объект съемки располагается не по центру кадра. И тогда при монтаже возникает необходимость согласования соседних кадров по композиции. Рассмотрим ситуацию, когда нам нужно смонтировать общий и средний план человека. Если на общем плане человек заметно смещен в одну сторону кадра, а на среднем в другую, при просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания.

В зависимости от намерений авторов, центром композиции может оказаться что угодно от тарелки с супом до самолета в небе. Общая закономерность принципа монтажа двух кадров по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания в композиции двух стыкующихся кадров относительно друг друга. При соединении кадров должно происходить смещение центра внимания, но на насколько, на какую часть горизонта кадра? Практика монтажа показала, что перескок центра внимания по горизонтали для сохранения плавности перехода от кадра к кадру не должен превышать одной трети ширины экрана. Если случиться так, что центр композиции и внимания в соседних кадрах совпали по горизонтали и вертикали, у зрителя возникнет неприятное ощущение композиционного скачка. А кадры были сняты статично, то это усилит неряшливость монтажа. Но данный принцип следует толковать и несколько шире. Даже в тех случаях, когда режиссер монтирует кадры с разным содержанием, клеит их в стык, ему необходимо задуматься над тем, как расположены центры композиции в соседних кадрах. Например, при монтаже подряд нескольких крупных планов беседы за столом. В подобных ситуациях меняйте ракурсы съемки, позы беседующих должны отличаться друг от друга по композиции, а значит и по расположению в кадре центра внимания.

Ситуация, когда может возникнуть резкое смещение центра внимания по вертикали, встречается значительно реже, но и тут действует аналогичное правило.

В практике кино и видеосъемки часто встречаются случаи, когда при смене положения камеры относительно объекта съемки резко меняется фон, на который проецируется объект. Например, съемка человека, стоящего недалеко от окна. На одном кадре фигура видна на фоне темной стены, в другом на фоне яркого окна.

Даже при соблюдении всех уже рассмотренных нами правил монтажа стык между планами будет очень грубым из-за того, что слишком резко изменится характер освещения. Если снимается сцена с непрерывным ходом развития, то характер и схема освещения должны быть сохранены от первого, до последнего кадра. Попробуйте при съемке первого кадра "прихватить" немного окна, а при съемке второго - немного стены. Тогда оба изображения будут тесно связаны между собой общими деталями, и стыковка пройдет гладко.

Отсюда следует правило: соседние кадры не должны резко отличаться по тону и характеру освещения. Это относится и к ситуации, когда, например, дальний план снят при солнечном освещении, а общий или средний при пасмурном. Профессиональные киношники в таких случаях снимают облака в тот момент, когда они закрывают солнце. Такой промежуточный монтажный кадр позволяет перейти от "солнечного" кадра к "пасмурному".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: