Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре

Принцип десятый.

На первый взгляд название этого принципа выглядит довольно замысловато. Какая-то масса непонятно куда движется. И вообще: какая может быть масса на экране, если там перемещаются только светлые и темные пятна разных цветов, мнимые фигуры и предметы?

Греческое слово «движение» (кинематос) встало во главе имени грандиозного творческого явления цивилизации – кинематографа. Способность фиксировать и воспроизводить на экране движение позволила кинематографу покорить сердца миллиардов людей. А телевидение, как дитя кинематографа и радио, унаследовало все родовые признаки. Прекратилось движение на экране – нет ни телевидения, ни кино! Десятый принцип чуть ли не самый важный. Движущийся объект может занимать в кадре любую часть его площади. Все что находится в пределах силуэта этого объекта, движется по экрану и представляет собой для зрителя движущуюся массу. Десятый принцип монтажа определяет, как нужно поступать режиссеру и оператору с такой массой, когда он снимает и монтирует кадры с движением внутри кадров.

Рассмотрим следующую ситуацию. Снимаем в первом кадре пролетающий мимо состав. Мелькают вагоны.

Во втором кадре герой у окна в проходе вагона смотрит вперед по ходу поезда.

Точки съемок выбраны так, что в первом и втором кадрах поезд движется в одну и ту же сторону. Мы постарались придать кадрам ярко выраженную динамичность. Поэтому в первом кадре мелькающие вагоны заняли большую площадь в пределах рамки. Во втором – пейзаж за окном вагона почти во весь кадр несется навстречу герою.

Обратите внимание на стрелки - эти движения направлены навстречу друг другу. При смене кадров зрителя обязательно шарахнет по глазам несущаяся масса леса.

Что делают в таких случаях. Первую точку съемки можно оставить той же. Но сняв с десяток пролетающих мимо вагонов, начать быстрое панорамирование в сторону движения поезда. Скорость панорамы должны быть такой, чтобы один из вагонов как бы замер в рамке кадра, а шпалы, рельсы, земля и пейзаж начали бы двигаться в обратном направлении. Обычно для этого оператор выбирает какую-нибудь деталь, например окно, и поворачивает камеру так, чтобы окно не меняло своего расположения в рамке кадра, следит за ним. Этот прием называется панорамой слежения.

Благодаря такому приему мы решаем половину задачи. На несколько мгновений наш вагон перестанет двигаться вдоль экрана и нам хватит времени для комфортного перехода в следующий кадр.

Только начинать панораму лучше с другой композиции – встречая поезд в статичном кадре, затем панорама слежения.

Во второй кадр мы тоже внесем некоторые изменения. Переставим героя на фон стенки вагона, и окну дадим не более трети кадра. Точками на раскадровке показаны те элементы композиции, которые в данный момент неподвижны.

И несколько слов о панораме. Всякая панорама начинается со статики и заканчивается статикой. Две секунду вначале, две в конце. Тогда у режиссера появляется свобода выбора.

В общем случае для обеспечения комфортности соединения необходимо выполнить несколько простых условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: