Тема 1. Предмет философии

Слово «философия» пришло к нам из греческого языка и переводится как любовь к мудрости («филио» – люблю, «софия» – мудрость). Кто первым употребил это понятие? Традиция приписывает это древнегреческим мудрецам Фалесу Милетскому или Пифагору. Они оба не отваживались назвать себя мудрецами, поскольку подлинная мудрость, - только у Бога, человеку же дано любить мудрость, т.е. стремиться к обладанию истиной, никогда не достигая желаемого. Мыслители, раздумывающие над предельными проблемами бытия, познания природы, человеческого существования, стали называться философами.

Философия как форма и теоретическое ядро мировоззрения. Как возможна философия? Философия как особая сфера духовной культуры возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире. Она является самой древней областью теоретического знания о мире, оформленного как система понятий, принципов, законов.

Великий немецкий философ Иммануил Кант полагал, что философия призвана ответить на вопросы: что есть человек, что он может знать, что должен делать, на что смеет надеяться. Философия всего ждёт от человеческой свободы.

Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия – теоретическое ядро мировоззрения, это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Структура мировоззрения. Философию принято мыслить как вид мировоззрения, т.е. совокупностью взглядов на мир в целом и на место человека в этом мире, совокупность убеждений и ценностей, которые определяют жизненную позицию личности, её поступки, цель и смысл жизни. Мировоззрение - сложное, синтетическое, интегральное образование, в котором присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. В мировоззрении выделяют два уровня: жизненно-практический (складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте) и теоретический.

В структуре мировоззрения часто выделяют мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Существуют различные типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское и др.

Платон считал предметом философии «познание сущего, вечного и непреходящего», Аристотель – «исследование причин и принципов всех вещей», Ф.Г.В.Гегель – «мыслящее рассмотрение предметов», Н.А.Бердяев – «раскрытие разумом вселенской истины». Философское знание – это «эпоха, схваченная в мысли»: чтобы понять ту или иную эпоху, ее идеалы и надежды нужно понять ее философию.

Общераспространённое определение философии как науки, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, уже давно, с уходом тотального доминирования марксизма-ленинизма, выявила свою ограниченность как слишком узкое.

Философия - продукт свободной творческой деятельности не только человеческого разума, но целостного человека. Философия – принципиально незавершенное знание, так как мир, общество, человек принципиально открыты в своём развитии и становлении. В мире есть место событию человеческой жизни.

Философия – рефлексивная форма знания. Рефлексия - отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания. Философская рефлексия - анализ форм, установок, стереотипов человеческого сознания и поведения с целью осмысления их предельных оснований. По Р.Декарту, таким предельным основанием философского знания является уникально испытанное состояние очевидности личного присутствия в мире («мыслю, следовательно, существую»). И это состояние невозможно понять как вывод из совокупных наличных знаний о мире. Нравственная достоверность не является выводом из наличных знаний, не зависит от прогресса науки и знания.

Философия – это школа мысли, школа жизни. Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Философия – это внутренний акт, вспышка, опосредующая другие действия, это оформленный в понятиях личный и общечеловеческий опыт самопознания, опыт радости и опыт страдания. Подлинная мысль исполняется внутри нравственно-духовного континуума человеческой жизни (отличие мысли от мыслеподобия).

Место и роль философии в культуре. Начиная с античности, философы отводили философии важнейшее место среди многообразных форм культуры.

Климент Александрийский (150-215): «Истинная философия есть знание предметов божественных и человеческих, есть наука, доставляющая нам понятие о наших отношениях к богу и миру, указывающая нам средства к достижению мудрости и добродетели» (Stromata I, 11). Зачастую философию возводили в ранг высшего знания, а отдельные направления науки и культуры рассматривали как ее подразделения. Аристотель считал «первую философию» (метафизику) главной и прекраснейшей из наук. Ф.Бэкон полагал, что философия является матерью остальных наук.

Философию часто называют «Живой душой культуры». Роль философии в культуре и жизни отдельного человека чрезвычайно богата.

Философия – совокупность приёмов интеллектуально-психологического освоения культурного наследия; формирование методов и способов инновационного поиска и форм модернизации общества; пересмотр устаревших стереотипов; снижение рисков общественного развития; придание устойчивого смысла существованию; философская критика способствует обновлению и оздоровлению общества; диагностика общества и современной цивилизации; стремление к истине, свободе, добродетели; критика идеологии, разоблачение власти; средство коммуникации в диалоге наук и культур; воспитательная роль философии; примирение людей с жизнью; выбор стратегических ориентаций цивилизации, однажды выбранных ориентаций (разум, демократия, нравственность) не достаточно в меняющемся мире, коммуникационная роль, поиск лада и согласия, способ расширения духовных горизонтов личности; поиск способов освобождения человека от повседневных репрессивных практик и т.д.

В настоящее время важным является применение философского анализа к сфере повседневной жизни; анализ форм повседневной телесной и психической дисциплины; раскрытие истоков конфликтности и дискомфорта бытия; поиск конструктивных путей разобщённости людей в условиях гетерогенности (разнородности) и мультикультурности информационного общества.

Многообразие ролей философии зачастую сводят к нескольким обобщающим интегральным функциям: мировоззренческая; методологическая; социальная, воспитательная и др.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, сто философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения.

Социальная функция философии состоит в том, с ее помощью осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества.

Философия выступает как общая методология познания и человеческой деятельности.

Методология – это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.

Важную методологическую роль играет философское сомнение. Философия имеет дело с различными установками сознания: обыденная, стихийная (здравый смысл) установка может противоречить философии. Естественно-научная установка базируется на вере здравого смысла в непосредственную данность наблюдаемых фактов и событий. Философия расходится с утверждениями здравого смысла, они слишком просты, плоски, шаблонны).

Философское сомнение - испытание на прочность фундаментальных допущений, способствует пересмотру сложившихся представлений, является условием научного и общественного развития, смены научных и ценностно-ориентационных парадигм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: