Тема 2. Структура философского знания

В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложняется: внутри философского знания начинают постепенно складываться различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от материнского лона, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины.

В результате образовались разделы философского знания, кратко перечислим лишь некоторые из них:

- онтология стала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство;

- гносеология - теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания;

- антропология - учение о человеке;

- этика исследует мораль и нравственность,

- эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира,

- аксиология учение о ценностях;

- логика – учение о формах мышления;

- социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития.

Состав философского знания этим не исчерпывается. Существует философия и методология науки, философия культуры,религии, права, искусства, техники, физики и т.п. Процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни.

Онтология. Онтология уже на начальных этапах своей истории чётко определила фундаментальное различие двух типов реальности – материальной и идеальной. Одно дело - наши ощущения, переживания, идеи, т.е. содержание нашего сознания, исовсем другое - предметы, процессы, события, существующие вне нашего сознания, и независимо от него. Бытие первого типа называют субъективным, второго – объективным.

Вопрос об отношении духа и природы, сознания и материи, души и тела, Я и не-Я часто называется основным вопросом философии. Ответ на этот вопрос определяет специфику основных философских направлений и может служить основанием для классификации разнообразных философских подходов.

При решении этого вопроса философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов. Материализм полагает началом материю, которая существует вне и независимо от сознания, идеального, духовного, первична по отношению к нему. Идеализм, напротив исходит из принципа первичности духовного, идеального начала, или сознания.

Субъективный идеализм полагает, чтовнешний мир существует благодаря сознанию человека, восприятию субъекта, ибо без такого восприятия о нем ничего не может быть известно. Ярким представителем этого направления является Дж.Беркли.

Объективный идеализм исходит из того, что все сущее в мире производно от высшего духовного или идеального начала (мирового разума, мировой воли, Бога Творца, Брахмана-Атмана и т.п.). Ярким представителем этого направления является Гегель.

Философский монизм последовательно строит своё учение о мире и человеке исходя из одного, единого принципа. И материализм, и идеализм – монистические философские учения.

Философский дуализм исходит одновременно из двух первоначал. Р.Декарт полагал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями, а в человеке материальные и психические процессы идет параллельно, независимо друг от друга.

Плюрализм исходит из множества первоначал. Анаксагор учил о многочисленных гомеомериях – семенах, из которых силой Любви созидаются тела. Интересно также учение Лейбница о монадах.

Гносеология. Основной вопрос философии имеет гносеологический аспект: как относятся мысли об окружающем мире к самому миру, в состоянии ли мышление познавать мир, возможно ли составить верное представление о действительности?

Гносеологический оптимизм верит в принципиальную возможность познания мира человечеством и приводит весомые аргументы (от науки и различных видов практики).

Агностицизм теоретически оспаривает принципиальную возможность достоверного познания мира, говорит о границах, пределах человеческого познания.

Исторически сложилось два предельно общих метода познания или способа мышления: диалектический и метафизический (диалектика и метафизика).

Элементы диалектики можно найти на ранних стадиях развития философии, склонной к рассмотрению мира в его органической целостности, связности, движении, изменении через противоположности и развитие их стадий. Элементы диалектики есть в философии Древнего Китая, Древней Индии, в раннем периоде философии Древней Греции у Гераклита. Сократ понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с диалектикой зарождается метафизика. В широком смысле термин «метафизика» является синонимом философского знания. Существует четыре значения термина «метафизика». Значение приставки «мета» – «сверх», «над». Таким образом, под термином «метафизика» стали пониматься учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.

В ХIХ в. благодаря Гегелю термин «метафизика» приобретает и другое значение - значение метода, противоположного диалектическому. Как антипод диалектическому способу мышления метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Метафизика как метод исследования в истории научного познания связана с абсолютизацией аналитически-классификационных форм описания научных фактов. Она выполнила огромную роль в сборе научного материала.

В европейской философии Нового времени (ХVI- XVII вв.) сложились две гносеологические концепции – рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм ориентировал науку опираться на опыт, эксперимент, познание законов природы на основе обобщения опытных данных. Рационализм предлагал исходить из интуитивно-ясных истин разума и путем дедуктивных рассуждений выводить из них научные знания.

Лейбниц: три сферы в духовном мире человека: разум, чувство и воля.

Разумом интересуется логика и её цель – истина.

Этика имеет отношение к воле и её интересует проблема добра.

Учение о чувстве не имело статуса философской науки. Только в 18 веке А.Г. Баумгартен предложил слово «эстетика» для обозначения учения о чувстве прекрасного. Эстетика занимается чувством красоты, которое является совершенством чувственного восприятия и проявляется в искусстве. Искусство – высшее проявление красоты. В дальнейшем понятия этика и эстетика были существенно уточнены.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные разделы философского знания.

2. В чём заключается «основной вопрос философии?

3. В чём различие объективного и субъективного идеализма?

4. В чем, по-вашему, заключается вклад диалектики и метафизики в развитие науки?

5. Что такое рационализм и эмпиризм?

6. Чем занимается логика, этика и эстетика?

Раздел II. этапы исторического развития философии (Модуль 2)

Непосредственный материал первобытной логики – элементарно-чувственное восприятие: бинарные оппозиции (двойственное противопоставление), нарушение закона «исключённого третьего» (или-или), аффективные элементы заменяют логические ходы.

Философия появляется на фоне мифологической традиции в 7-6 вв. до н.э. одновременно в разных местах: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция как некий самостоятельный акт мышления, лишённый какой-то ритуальной и священной окраски.

Однажды возникнув, философия порождает свою традицию, оформляется в виде школ, направлений, формирует свою собственную структуру. Возникновение философии знаменует собой новую страницу духовной свободы человека. Философия есть концентрация всех жизненных сил, опыта, интуиции человека, есть способ возвыситься над своей собственной природой.

Задача данного раздела - преодолеть европоцентристски-своемерный, рационалистически прогрессистский взгляд на историю философии: недопустимо себе приписывать большие знания о мире, чем это было доступно древним. Утраты в истории философии так же важны, как и приобретения. Вопросы также значимы как и ответы на них. Но иногда ещё важнее…

История философской мысли - драма, контрапункт, разыгранный двумя голосами: эйдосом и логосом. Мысль постоянно ищет своей полноты.

По мнению А.Ф.Лосева: «…эйдос вещи есть как бы некое идеальное, смысловое изваяние предмета… «вид» предмета, смысловая картина его сущности…». Эйдос – живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубин и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета. Логос – сущность самого эйдоса, по отвлечении всех син-оптических связей, конструирующих живой лик, или явленность предмета.

В истории мысли важна не только собственно мысль, но и способ её бытия, энергетической проявленности в живом теле и духовно-символическом универсуме культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: