Роль Конституции РФ в регулировании аграрных отношений

Классификация источников.

В литературе утвердилась так называемая «трёхчленная» классификация источников аграрного права.

По способу правотворчества они делятся на:

1) нормативно-правовые акты государства;

2) акты санкционированные;

3) акты делегированные.

Причём последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях (то есть санкционированных и делегированных актов).

Санкционирующая деятельность – это многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных организаций.

Поручение же государством сельскохозяйственным организациям издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений рассматривается в качестве делегированного правотворчества.

Следующее основание классификации.

По субъектам аграрных правоотношений источники можно разделить на:

1) акты, определяющие правовое положение крестьянских фермерских хозяйств,

2) сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов,

3) акционерных обществ,

4) сельскохозяйственных товариществ и так далее.

По предмету правового регулирования источники можно классифицировать как:

1) нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства;

2) о сельскохозяйственном землепользовании;

3) о финансах и кредитах;

4) договорных отношениях и так далее.

По юридической силе: законы и подзаконные акты.

Среди законов главная Конституция РФ, потом идут кодексы – ГК, ЗК, НК, ТК… Федеральные Законы…

Среди подзаконных актов – указы и распоряжения президента, Постановления правительства, министерства и ведомства распоряжения… Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В системе источников большой удельный вес принадлежит актам, принимаемым субъектов РФ, например, закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В последнее время для правого регулирования отношений в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом характерно принятие различных программ, носящих нормативный характер.

Конституция РФ является определяющим источником аграрного права России (как и любой отрасли права, в общем-то).

Она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономике.

Нормы Конституции РФ, имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно подразделить на несколько групп.

Во-первых, закрепляющие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Во-вторых, определяющие формы и виды собственности в том числе на землю и другие природные ресурсы.

Третья группа – нормы, регулирующие трудовые отношения.

Четвёртая группа – это устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Статьи Конституции, которые нам необходимо прочитать, вспомнить и воспроизвести при ответе на этот вопрос. Статьи 9, 34, 36, 37, 58 и 72.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: