Классификация источников.
В литературе утвердилась так называемая «трёхчленная» классификация источников аграрного права.
По способу правотворчества они делятся на:
1) нормативно-правовые акты государства;
2) акты санкционированные;
3) акты делегированные.
Причём последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях (то есть санкционированных и делегированных актов).
Санкционирующая деятельность – это многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных организаций.
Поручение же государством сельскохозяйственным организациям издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений рассматривается в качестве делегированного правотворчества.
Следующее основание классификации.
По субъектам аграрных правоотношений источники можно разделить на:
1) акты, определяющие правовое положение крестьянских фермерских хозяйств,
2) сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов,
3) акционерных обществ,
4) сельскохозяйственных товариществ и так далее.
По предмету правового регулирования источники можно классифицировать как:
1) нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства;
2) о сельскохозяйственном землепользовании;
3) о финансах и кредитах;
4) договорных отношениях и так далее.
По юридической силе: законы и подзаконные акты.
Среди законов главная Конституция РФ, потом идут кодексы – ГК, ЗК, НК, ТК… Федеральные Законы…
Среди подзаконных актов – указы и распоряжения президента, Постановления правительства, министерства и ведомства распоряжения… Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
В системе источников большой удельный вес принадлежит актам, принимаемым субъектов РФ, например, закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
В последнее время для правого регулирования отношений в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом характерно принятие различных программ, носящих нормативный характер.
Конституция РФ является определяющим источником аграрного права России (как и любой отрасли права, в общем-то).
Она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономике.
Нормы Конституции РФ, имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно подразделить на несколько групп.
Во-первых, закрепляющие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности.
Во-вторых, определяющие формы и виды собственности в том числе на землю и другие природные ресурсы.
Третья группа – нормы, регулирующие трудовые отношения.
Четвёртая группа – это устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Статьи Конституции, которые нам необходимо прочитать, вспомнить и воспроизвести при ответе на этот вопрос. Статьи 9, 34, 36, 37, 58 и 72.