Системные и структурные составляющие мира политического
Мир политического — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Он включает те институты, принципы и нормы, которые обеспечивают жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Мир политического — это и государство, и государственные структуры, власть и властные отношения, политическая система общества. К миру политики относятся государственно-правовая, партийная, избирательная системы, механизмы принятия политических решений, политические процессы и отношения, политическая культура.
Важная структурно-функциональная составляющая мира политического — это политические отношения между различными социальными силами, борющимися за власть, за доступ к системе принятия политических решений и т.д. Если речь идет об отношениях, то, естественно, предполагается существование и субъектов этих отношений. К. Маркс считал субъектами политики и политических отношений классы, А. Парето и Г. Моска — элиты, А. Бентли, Д. Трумен и др. — заинтересованные группы. Однако очевидно, что политические отношения могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социально-политическими силами — классами, этносами, массами, электоратом в целом, мафией, партией, университетом, церковью, военно-промышленным комплексом и т.д. Иначе говоря, и те и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений.
|
|
Наиболее важными в мире политического являются проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, конституционного оформления и закрепления власти, механизмов правления в рамках различных государственно-политических систем. Только раскрыв природу власти и государства, можно выделить политику из целостной общественной системы, а политические отношения —
из всего комплекса общественных отношений. Не случайно при всем многообразии существующих в науке определений политики и мира политического они тем не менее концентрируются вокруг государства и власти.
Одним из основных в политике является поставленный некогда Платоном вопрос «кто должен господствовать?» или, другими словами, «чья воля может и должна доминировать в обществе?». На этот вопрос существует множество разных ответов: воля всевышнего, воля истории, воля государства, воля народа, воля большинства, воля класса, партии, вождя и т.д. Вопрос может быть сформулирован и несколько иначе: кому следует править? почему? как? в чьих интересах? и т.д. В зависимости от ответов на эти и подобные им вопросы формулируются и конструируются основополагающие параметры политической системы.
|
|
Политика теснейшим образом связана с конфликтом. Сам процесс формирования и консолидации человеческих сообществ был связан с их взаимным противопоставлением друг другу. Противопоставление «мы — они», «наши — чужие» составляло неотъемлемый и определяющий элемент этого процесса.
Без всякого преувеличения можно сказать, что государственное, властное начало, политика имеют место там, где существуют конфликты. Средством полного развития человеческих сил природа избирает противоборство этих сил в обществе. Это противостояние — тоже форма общения и общежития, хотя и «антиобщественная». И действительно, человеку по самой своей природе присуща склонность делать все по своему усмотрению. Естественно, что в этом отношении он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые также стремятся делать все по-своему.
Любое человеческое сообщество, особенно высокоорганизованное, сочетает в себе интересы самых разнообразных социальных и политических сил, организаций, группировок, институтов, заинтересованных групп и т.д. Это, естественно, предполагает столкновения, противоречия, конфликты между ними, дополняющиеся противоречиями между частными и государственными интересами, что проявляется в борьбе между различными социальными силами за свою Долю власти.
2ПОЛ„ТОЛ01ИЯ
Показательно, что факт конфликтного происхождения властных отношений, политики, государства осознали уже мыслители древности. Еще в «Государстве» устами Полемарха Платон говорил о том, что политическая деятельность должна осуществляться в интересах части общества или одной партии («друзей») в борьбе с ее политическими противниками («врагами»). Искусство справедливой политики — «это искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред».
Эта традиция, идущая через известных мыслителей Нового времени Н. Макиавелли и Т. Гоббса, нашла свое законченное выражение у немецкого политического философа XX в. К. Шмитта. Рассматривая политику в терминах «друг — враг», Шмитт полагал, что социальные отношения уплотняются, превращаются в политические при необыкновенной интенсивности общественных противоречий. В сущности, Шмитт рассматривал раздвоение «друг — враг» в качестве главной составляющей политических отношений. Это раз-, двоение у него основывалось на тезисе о противостоянии «добро — зло» в морали, «прекрасное — безобразное» в эстетике, «выгодное — невыгодное» в экономике. Причем, согласно Шмитту, политические категории самодостаточны и независимы от моральных, экономических и иных категорий. По его мнению, политический враг не обязательно плох с моральной или безобразен с эстетической точек зрения. Весь вопрос состоит в том, что он другой, чужой.
Эта линия в разработке и трактовке политического в разных вариациях, с различной степенью акцентирования универсальности и интенсивности конфликта нашла отражение в большинстве политико-философских и идеологических систем — от левого радикализма до правого консерватизма и радикализма. Так, например, идея непримиримой классовой борьбы в марксизме-ленинизме и теория бескомпромиссной борьбы высших и низших рас и народов в национал-социализме были возведены до статуса универсального принципа, лежащего в основе всех без исключения общественно-исторических и социально-политических феноменов и процессов.
Тем самым антитеза «друг — враг» была перенесена на все сферы и принципы жизни. Политический враг не может быть союзником или другом в экономической, социокультурной, эстетической или иных сферах. Отвергается само понятие нейтралитета. Так, в либеральной традиции, если
|
|
ты нейтрален в отношении существующей формы правления, то само собой подразумевается, что ты молчаливо соглашаешься с ней. В марксизме-ленинизме и национал-социализме нейтралитет той или иной социально-политической силы или отдельно взятого человека воспринимается как неприятие ими господствующей политической системы. Преобладает принцип, согласно которому если ты не с нами, то против нас и соответственно причисляешься к лагерю врагов: «если враг не сдается, его уничтожают».
В данной связи особо следует отметить, что политика подразумевает участие во властных отношениях или стремление оказать влияние на распределение власти. Политика имеет своей целью не только защиту интересов той или иной конкретной социально-политической группы, сословия, класса, партии, государства, но и дискредитацию, оттеснение на задний план, подчинение противника и даже его физическое уничтожение.
Иначе говоря, мир политического можно рассматривать как арену конкурентной борьбы представителей различных социально-политических сил за власть, за монопольное право говорить и действовать от имени этих сил. В политике речь прежде всего идет о власти, а власть представляет собой один из главных ресурсов, которым располагает общество, один из главных источников авторитета и влияния. Поэтому естественно, что зачастую конфликт приобретает самодовлеющий характер, нередко выливаясь в ожесточенные схватки противоборствующих сторон вплоть до гражданской войны.
Очевидно, что люди, живущие вместе, могут преследовать разные цели и поступать по-разному, но очевидно и то, что они не могут жить вместе, если расходятся друг с другом во всех без исключения вопросах. Противоречия и борьба перестали бы выполнять функцию двигателя общественно-исторического прогресса, если бы они оставались безысходным и непримиримым антагонизмом между людьми. Люди объединяются в сообщества в силу общего стремления к совместной жизни.
|
|
При этом особо следует подчеркнуть, что конфликт и консенсус составляют две важнейшие характеристики любых сфер человеческой деятельности, в том числе и мира политического. Поэтому центральное место в политике занимает вопрос о том, как совместить друг с другом конфликт, порождаемый неизбежной конкуренцией различных инте-
ресов за ресурсы, с требованиями порядка и согласия, без которых невозможно представить себе жизнеспособность любого человечесжого сообщества.
Политика связана как с разрушением, так и с созиданием, в ней и грязь и чистота, и добро и зло. Она связана как с миром, так и с кровью и насилием. Здесь речь идет прежде всего о факторах, способствующих, с одной стороны, сохранению и жизнеспособности политической системы, с другой — ее подрыву и соответственно изменению как отдельных институтов, так и всей системы в целом.
Вследствие этого вполне объяснимо, что феномен политического колеблется между двумя крайними интерпретациями, одна из которых трактует политику всецело как результат и поле столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества. Однако определяющим все же является тот факт, что политическое имеет своим основанием и своей целью всеобщую взаимосвязь социальных групп, институтов, частных и публичных сфер деятельности людей.
Существуют разные источники и причины возникновения конфликтов, а также разные пути и средства их разрешения. Это находит выражение в факте существования различных форм правления и политической системы, власти и государства.