Спрос и предложение на рынке денег

Выражение «спрос на деньги» на первый взгляд кажется лишенным реального смысла. Действительно, от денег никто не отказывается, более того, спрос на них определяется их предложением и еще точнее – спрос всегда равен предложению:

DМ = SМ

где:DМ спрос на деньги; SМ – предложение денег.

Определение спроса на деньги является фундаментом всего комплекса эмиссионной политики соответствующих банковских организаций, их политики в регулировании этого процесса.

Денежная теория рассматривает вопрос спроса на деньги в увязке с тем, что побуждает людей иметь денежные активы. В условиях существования развитого денежного рынка такой подход называется «портфельным». Согласно ему спрос на деньги формируется под влиянием трех мотивов:

· трансакционный мотив – мотив хранения денег, возникающий из удобства их использования в качестве средства платежа;

· мотив предосторожности - (мотив обеспечения безопасности) – мотив хранения денег как полезного ресурса покупательной способности, чтобы иметь в будущем возможность реализовать неожиданные потребности;

· спекулятивный мотив - мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потери капитала вызываемые хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения нормы ссудного процента.

Современная теория исходит из того, что субъект может хранить свое богатство либо в наличных деньгах, либо в других активах. Желание приумножить это богатство и определяет выбор субъекта – каждый в конкретный момент времени решает вопрос, в каких активах следует хранить принадлежащие ему средства для обеспечения доходности. Это, в итоге, и определяет спрос на деньги.

При снижении процентных ставок предприниматели имеют возможность брать кредиты под низкие проценты. В этом случае увеличивается количество денег для сделок и инвестиций и уменьшается потребность хранить деньги на позитивных счетах под малый процент.

Общая потребность в деньгах, как видим, рассматривается как спрос на деньги для сделок и спрос на деньги, порождаемый прибыльностью других активов.

Для сохранения ставки на прежнем уровне правительство должно увеличить объем денежной массы в обращении соответственно росту объема производства.

В реальной жизни правительство проводит смешанную политику, т.е. увеличение денежной массы сопряжено и с увеличением нормы процента.

Государственная политика, при которой процентная ставка не увеличивается, называется гибкой финансовой политикой.

Современная денежная теория придерживается концепции, что спрос на деньги является функцией от доходности денег, т.е. рассматривает спрос на деньги как форму богатства. В данном случае понятие “богатство” рассматривается как капитализированная стоимость, обеспечивающая получение соответствующего потока доходов. В связи с этим спрос на деньги увязывается с решением вопроса относительно формы, в которой сохраняется отдельным лицом имеющаяся у него сумма богатства.

Равновесие на рынке денег, как и на других рынках, складывается при совпадении спроса и предложения.

Предложение денег – количество денег, выпускаемое государством в обращение (денежная эмиссия). Исключительное право осуществления эмиссии принадлежит центральному банку. Положение Закона Украины "О банках и банковской деятельности" свидетельствует о том, что в нашем государстве заложен необходимый правовой фундамент построения банковской системы, соответствующей требованиям рыночной экономики. В Законе записано, что "Национальный банк является центральным банком государства, его эмиссионным центром, проводит единую государственную политику в области денежного обращения кредита, укрепления денежной единицы, организовывает межбанковские расчеты, координирует деятельность банковской системы в целом, определяет курс денежной единицы относительно валют других государств".

Банкнотная эмиссия имеет кредитный характер. Это означает, что каждому выпуску в оборот определенной суммы банкнотных знаков должна предшествовать соответствующая кредитная позиция – либо кредит правительству, либо иностранные активы и т. д. В распоряжении Центрального банка находятся экономические рычаги, которыми он влияет на формирование указанных долговых обязательств и таким образом регулирует банкнотную эмиссию.

Предложение денег, которое формируется на государственном уровне, не ограничивается банковской эмиссией. Во многих государствах сохраняются платежные способы государственных сбережений – государственные сберегательные билеты, сберегательные долговые обязательства, ценные бумаги и др.

Денежная эмиссия должна осуществляться как с учетом скорости сбережения денег, так и с учетом последствий функционирования банковской системы. То есть регулирование скорости обращения денег в денежно-кредитной политике осуществляется параллельно с решением вопроса о необходимости эмиссии методом перегруппировки денежных активов.

Отслеживание необходимости увеличения денежной массы в обращении с увеличением объема производства продукции и услуг является одним из элементов финансово-кредитной политики государства.

Дестабилизация денежной системы и отсюда - развитие инфляционных процессов начинается с нарушения равновесия на монетарном рынке, равновесия между спросом и прадложением денег.

Важной функцией денежного рынка является обеспечение равновесия между их спросом и предложением, формирование ситуации при которой DM=SM.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: