Таблица 1. Функции планирования
Функция | Содержание |
1. Прогнозирование | · Научное предвидение развития предприятия · Поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. |
2. Координация | · Планирование должно объединять людей и отдельные подразделения предприятия как в процесс разработки плана, так и его реализации, предотвращать конфликты, рассогласованность действий и обеспечивать интеграцию различных подразделений и сфер деятельности предприятия. |
3. Контроль | · Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия на основе разработки целей, задач, программ и конкретных плановых показателей. · Система учета и отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структур подразделений предприятия должны обеспечить организацию управления по отклонениям планируемых показателей от фактических результатов. |
Роль планирования деятельности предприятия в условиях рынка
Внутрифирменное планирование направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли. В рыночной экономике государство и предприятие являются независимыми субъектами производственно-хозяйственной деятельности.
Деятельность предприятия в условиях рынка предполагает:
1. Установление прямой зависимости между потреблением ресурсов, эффективностью работы и доходами, которые предприятие самостоятельно формирует и распоряжается ими;
2. Самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития предприятия за счет собственных источников финансирования;
3. Полную экономическую ответственность владельцев предприятия и трудового коллектива за результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед партнерами и государственным бюджетом;
4. Самостоятельное формирование стратегии и тактики своего развития на основе потребностей рынка и установленных государством правил ведения производственно-хозяйственной деятельности.
В рыночной экономике спрос определяет величину предложения, и это соотношение – основа рыночного саморегулирования. В настоящее время все производители и предприниматели, исходя из рыночного спроса на товары, работы и услуги, рационального использования имеющихся экономических ресурсов, получения максимальной прибыли, повышения личных доходов и качества жизни работников, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, определяют перспективы расширения производства продукции и развития предприятия.
Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно оно предвидит дальнюю и ближнюю перспективу развития, т.е. от прогнозирования и планирования.
Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.
В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможно обеспечить нормальную работу предприятия, обращая внимание только на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиций поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-техническое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.
Концепция внутрифирменного планирования позволяет выбрать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
Планирование является мощным фактором организационного развития предприятия. Оно создает основу для четкой сложенной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих приспособление к условиям жесткой конкуренции, выживание предприятия и его дальнейшее развитие и рост.
Связь дисциплины «планирование на предприятии» с другими дисциплинами учебного плана подготовки экономистов-менеджеров