Организация нового предприятия – дело очень серьезное. Риск банкротства для созданных предприятий, особенно впервые 3-5 лет очень велик. Снизить степень риска можно с помощью бизнес-плана.
Бизнес-план – специфический плановый документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого проекта и представляющий эту информацию для заинтересованных лиц – банкиров, инвесторов, учредителей и т.п.
Основные функции бизнес-плана:
1. Разработка концепции предприятия, стратегии бизнеса.
Бизнес-план подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии. Позволяет соизмерять поставленные задачи с необходимыми финансовыми ресурсами.
2. Планирование. Позволяет оценить развитие нового дела, нового
направления, дать его технико-экономическое обоснование.
3. Привлечение денежных средств (ссуд, кредитов). Бизнес-план адресован банкирам и инвесторам. Он позволяет инвестору оценить предлагаемый проект, т.к. представляет доказательства того, что:
· Предлагаемый товар конкурентоспособен и имеет достаточный спрос;
· Имеются достаточные производственные и ресурсные возможности;
· Реализован будет проект в приемлемые сроки;
· Инвестирование проекта выгодно.
4. Привлечение потенциальных партнеров, которые смогут вложить
собственный капитал или технологию.
Итак, бизнес-план – это документ, целью которого является детально раскрыть сущность коммерческого проекта и привлечь к нему внимание потенциальных кредиторов, инвесторов и партнеров.
Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на
вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли затраты.
Адресован бизнес-план не только банкирам и инвесторам, у которых предприниматель собирается просить деньги на осуществление проекта, но и сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и финансовому менеджеру, желающему тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их разумность и реалистичность.
На Западе считают, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.
Бизнес-план – это сложный по структуре аналитический документ, а также средство рекламы. Объем его зависит от цели, масштабов и сложности нового дела.
Примерная структура бизнес-плана представлена на рисунке. На практике количество разделов и их состав могут быть изменены. Исходя из реальной ситуации и возможностей предприятия.