Цель кодирования – представить информацию в более компактной и удобной форме, что необходимо при записи данных в документе, переносе их на машинный носитель, обработке, передаче и других действиях с информацией.
Единая сетевая разметка (ЕСР) – четырехзначная, с кодовой защитой для проставления в перевозочных документах (вагонный лист и натурный лист поезда) – пятизначная.
Система ЕСР построена следующим образом Вся сеть железных дорог разбита на 99 районов, нумерация которых двузначна – от 01 до 99. Это два первых знака ЕСР. Каждый из районов содержит не более сотни станций, открытых для выполнения грузовых операций, производящих перевалку грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно, пограничных. Их двузначные коды образуют два последних знака ЕСР. Пятая цифра - «ноль», показывает, что станция открыта для грузовых операций. Шестая цифра тарифного номера – контрольная. Она же является пятым – контрольным – знаком для ЕСР с кодовой защитой. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на число 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кода ЕСР на 1, 2, 3, 4.
|
|
Порядок кодирования клиентов, грузов, отдельных объектов станций приведен в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта №119. В соответствии с ним отправители и получатели грузов зашифрованы четырехзначными кодами, сгруппированными в алфавитном списке наименований клиентуры по отраслевому признаку.
Коды грузов, транспортируемых железными дорогами (пятизначные), содержатся в алфавитном списке Тарифного руководства №1. Первые два знака кода определяют тарифную группу, третий знак – позицию в группе, два последних знака – наименование груза в позиции.
Система нумерации подвижного состава (восьмизначная) включает нумерацию вагонов грузового парка, транспортеров, вагонов пассажирского парка колеи 1520 мм, тягового и специального подвижного состава колеи 1520 мм. Нумерация вагонов грузового парка дает возможность установить по номеру вагона его техническую характеристику. Первый знак номера обозначает род вагона: 2 – крытый, 4 – платформа, 6 – полувагон, 7 – цистерна, 8 – изометрический, 3 и 9 – прочий. Второй знак номера обозначает осность и основную техническую характеристику вагона 0-8 – 4-осный; 0 – 8-осный; объем кузова, размер дверных проемов – у крытых, длину рамы – у платформ, наличие люков и торцовых дверей – у полувагонов, специализацию по роду груза – у цистерн и т.д. Третий знак номера по отдельным родам вагонов содержит дополнительную характеристику вагона: более подробную специализацию цистерны и т.д. Четвертый, пятый и шестой знаки характеристики вагона не содержат. Седьмой знак номера содержит сведения о переходной площадке: 0-8 – её нет, 9 – она есть.