Введение. Моря и океаны занимают свыше 70% поверхности Земного шара

Моря и океаны занимают свыше 70% поверхности земного шара.

Люди начали совершать плавания с незапамятных времен.

Первые суда принадлежали владельцам товаров – купцам. И только с начала XIX

века морской транспорт стал выделяться в самостоятельную область мировой транспор-

тной системы.

Мощный толчок мировое судоходство получило в конце XIX века в результате пе-

рехода от паровых машин к двигателям внутреннего сгорания, а также от деревянных кор-

пусов судов к стальным.

Уже в то время появились первые специализированные суда: пассажирские, сухо-

грузные, наливные.

В настоящее время морской транспорт является не только удобным, но и самым дешёвым видом транспорта. Себестоимость перевозки грузов морем составляет 60% от железнодорожного и речного транспорта, 2,5% автомобильного и 1% воздушного.

Объемы перевозок составляют миллиарды тонн грузов и непрерывно возрастают. Такие объемы может обеспечить только морской транспорт, что и объясняет его непрерыв

ное развитие.

К основным направлениям в развитии морского судоходства относят: снижение стоимости перевозок и увеличение скорости доставки грузов к потребителю.

Современные суда представляют собой сложные инженерные сооружения.

Использование на судах компьютерных автоматизированных систем управления судовой энергетической установкой, навигационным оборудованием, грузовыми операци-

ями позволило не только повысить надежность мореплавания, но и резко сократить чи-

сленность экипажей.

Если в 60-х годах ХХ века экипаж сухогрузных судов водоизмещением 10 000 т

составлял 40-50 человек, то в начале XXI века – не более 20 человек.

Это означает, что степень ответственности каждого члена экипажа за выполнение своих непосредственных обязанностей резко возрастает.

Поэтому требования к качеству подготовки судовых специалистов в морских учеб-

ных заведениях непрерывно усиливаются.

В ряду судовых специалистов электромеханик занимает особое место.

Практически все судовые технические средства электрифицированы. Принцип дей-

ствия этих средств нередко основан на разных физических принципах.

Любой судовой электромеханик должен иметь поистине энциклопедическую под-

готовку, и не только в области электротехники. Это объясняется тем, что практически все судовые механизмы и устройства электрифицированы, причем их устройство, принцип действия и особенности технической эксплуатации могут быть совершенно разными.

В качестве примера можно привести такие устройства как синхронный генератор

и воздушный компрессор. Принцип действия первого основан на использовании законов электромагнитной индукции, второго – законов термодинамики.

Между тем правильная организация технической эксплуатации любого механизма и устройства требует твердых знаний не только физических законов, лежащих в основе принципа действия, но и их устройства и принципа действия.

Более того, судовой электромеханик должен уметь обслуживать электронные, элек

трические, пневматические и гидравлические системы управления всеми техническими средствами, от судовой электростанции до главного двигателя, от вспомогательных меха-

низмов до систем пожаротушения, и т.п.

На большинстве судов электромеханик – один, ему надеяться на помощь со сторо-

ны не приходится. Очень часто, в случае возникновения неисправностей он нередко нахо-

дится под психологическим давлением со стороны капитана и старшего механика, кото-

рые требуют – и обоснованно, скорейшего устранения неисправности.

Некоторые из этих неисправностей, например, выход из строя рулевого устройства, остановка главного двигателя вследствие неисправности его системы управления, и др.,

могут привести к гибели судна и людей.

Отсюда – повышенные, по сравнению, например, с береговыми смпециалистами,

требования к уровню подготовки судовых электромехаников.

До июня 2010 г. судовые электромеханики не были сертифицированными по линии ИМО. Это означало, что круг их профессиональных обязанностей определялся не между-

наролными, а национальными (украинскими) нормативными документами, такими, как «Устав службы на судах морского флота», Правила классификации и постройки морских судов (Правила Регистра), Правила технической эксплуатации судового электрооборудо

вания и др.

Статус (положение) судовых электромехаников кардинально изменился в 2010 г.

В июне 2010 г. в Маниле (Филиппины) на сессии ИМО впервые в истории мирово

го судоходства судовые электротехники были введены в ПДНВ-78/95 в качестве четвер-

той разновидности судовых специалистов на двух уровнях:

1. вспомогательный уровень – судовой электрик, для небольших судов и судов с малым уровнем автоматизации;

2. уровень эксплуатации – электромеханик, для всех остальных типов судов.

При этом, в дополнение к ныне действующим функциональным обязанностям, пре-

дусмотренным перечисленными выше национальными документами (Уставом службы на судах и др.), в обязанность электромехаников вменяются три качественно новых направ-

ления профессиональной деятельности:

1. обслуживание технических средств судовождения и спасения людей на море –

эхолоты, гирокомпасы, лаги, радары и спутниковые системы;

2. работа на компьютере и в судовых компьютерных сетях; организация судовых компьютерных сетей;

3. техническая эксплуатация высоковольтных электротехнических установок (с напряжением выше 1 кВ.

Эти и все остальные требования к профессиональной подготовке судовых электро

механиков изложены в Приложении 3 к Конвенции STCW-78/95, таблица A-III/6. Содержа

ние этой таблицы приводится ниже.

Одно только перечисление обязанностей электромеханика, изложенных в таблице

А-III/6, говорит о том, учеба будущего электромеханика – это тяжелый труд, требующий настойчивости и постоянной самоотдачи.

Курс лекций по дисциплине «Вступление в специальность» как раз и имеет целью помочь курсантам ознакомиться с особенностями обучения судового электромеханика.

При составлении конспекта лекций были использованы международные и нацио-

нальные морские нормативные документы, в том числе:

1. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несе-

нию вахты (STCW-78/95) и Поправки к ней 2010 г.;

2. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74);

3. Правила предотвращения загрязнения с судов (МАRPOL-73/78);

4. Правила классификации и постройки морских судов (Правила Регистра);

5. Правила технической эксплуатации морских и речных судов Украины. Раздел

«Электрооборудование», КНДЗ 31.2.002.07-96;

. 6. Правила техники безопасности на судах морского флота. Часть 6. Электрообо-

рудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: