Моря и океаны занимают свыше 70% поверхности земного шара.
Люди начали совершать плавания с незапамятных времен.
Первые суда принадлежали владельцам товаров – купцам. И только с начала XIX
века морской транспорт стал выделяться в самостоятельную область мировой транспор-
тной системы.
Мощный толчок мировое судоходство получило в конце XIX века в результате пе-
рехода от паровых машин к двигателям внутреннего сгорания, а также от деревянных кор-
пусов судов к стальным.
Уже в то время появились первые специализированные суда: пассажирские, сухо-
грузные, наливные.
В настоящее время морской транспорт является не только удобным, но и самым дешёвым видом транспорта. Себестоимость перевозки грузов морем составляет 60% от железнодорожного и речного транспорта, 2,5% автомобильного и 1% воздушного.
Объемы перевозок составляют миллиарды тонн грузов и непрерывно возрастают. Такие объемы может обеспечить только морской транспорт, что и объясняет его непрерыв
ное развитие.
К основным направлениям в развитии морского судоходства относят: снижение стоимости перевозок и увеличение скорости доставки грузов к потребителю.
|
|
Современные суда представляют собой сложные инженерные сооружения.
Использование на судах компьютерных автоматизированных систем управления судовой энергетической установкой, навигационным оборудованием, грузовыми операци-
ями позволило не только повысить надежность мореплавания, но и резко сократить чи-
сленность экипажей.
Если в 60-х годах ХХ века экипаж сухогрузных судов водоизмещением 10 000 т
составлял 40-50 человек, то в начале XXI века – не более 20 человек.
Это означает, что степень ответственности каждого члена экипажа за выполнение своих непосредственных обязанностей резко возрастает.
Поэтому требования к качеству подготовки судовых специалистов в морских учеб-
ных заведениях непрерывно усиливаются.
В ряду судовых специалистов электромеханик занимает особое место.
Практически все судовые технические средства электрифицированы. Принцип дей-
ствия этих средств нередко основан на разных физических принципах.
Любой судовой электромеханик должен иметь поистине энциклопедическую под-
готовку, и не только в области электротехники. Это объясняется тем, что практически все судовые механизмы и устройства электрифицированы, причем их устройство, принцип действия и особенности технической эксплуатации могут быть совершенно разными.
В качестве примера можно привести такие устройства как синхронный генератор
и воздушный компрессор. Принцип действия первого основан на использовании законов электромагнитной индукции, второго – законов термодинамики.
|
|
Между тем правильная организация технической эксплуатации любого механизма и устройства требует твердых знаний не только физических законов, лежащих в основе принципа действия, но и их устройства и принципа действия.
Более того, судовой электромеханик должен уметь обслуживать электронные, элек
трические, пневматические и гидравлические системы управления всеми техническими средствами, от судовой электростанции до главного двигателя, от вспомогательных меха-
низмов до систем пожаротушения, и т.п.
На большинстве судов электромеханик – один, ему надеяться на помощь со сторо-
ны не приходится. Очень часто, в случае возникновения неисправностей он нередко нахо-
дится под психологическим давлением со стороны капитана и старшего механика, кото-
рые требуют – и обоснованно, скорейшего устранения неисправности.
Некоторые из этих неисправностей, например, выход из строя рулевого устройства, остановка главного двигателя вследствие неисправности его системы управления, и др.,
могут привести к гибели судна и людей.
Отсюда – повышенные, по сравнению, например, с береговыми смпециалистами,
требования к уровню подготовки судовых электромехаников.
До июня 2010 г. судовые электромеханики не были сертифицированными по линии ИМО. Это означало, что круг их профессиональных обязанностей определялся не между-
наролными, а национальными (украинскими) нормативными документами, такими, как «Устав службы на судах морского флота», Правила классификации и постройки морских судов (Правила Регистра), Правила технической эксплуатации судового электрооборудо
вания и др.
Статус (положение) судовых электромехаников кардинально изменился в 2010 г.
В июне 2010 г. в Маниле (Филиппины) на сессии ИМО впервые в истории мирово
го судоходства судовые электротехники были введены в ПДНВ-78/95 в качестве четвер-
той разновидности судовых специалистов на двух уровнях:
1. вспомогательный уровень – судовой электрик, для небольших судов и судов с малым уровнем автоматизации;
2. уровень эксплуатации – электромеханик, для всех остальных типов судов.
При этом, в дополнение к ныне действующим функциональным обязанностям, пре-
дусмотренным перечисленными выше национальными документами (Уставом службы на судах и др.), в обязанность электромехаников вменяются три качественно новых направ-
ления профессиональной деятельности:
1. обслуживание технических средств судовождения и спасения людей на море –
эхолоты, гирокомпасы, лаги, радары и спутниковые системы;
2. работа на компьютере и в судовых компьютерных сетях; организация судовых компьютерных сетей;
3. техническая эксплуатация высоковольтных электротехнических установок (с напряжением выше 1 кВ.
Эти и все остальные требования к профессиональной подготовке судовых электро
механиков изложены в Приложении 3 к Конвенции STCW-78/95, таблица A-III/6. Содержа
ние этой таблицы приводится ниже.
Одно только перечисление обязанностей электромеханика, изложенных в таблице
А-III/6, говорит о том, учеба будущего электромеханика – это тяжелый труд, требующий настойчивости и постоянной самоотдачи.
Курс лекций по дисциплине «Вступление в специальность» как раз и имеет целью помочь курсантам ознакомиться с особенностями обучения судового электромеханика.
При составлении конспекта лекций были использованы международные и нацио-
нальные морские нормативные документы, в том числе:
1. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несе-
нию вахты (STCW-78/95) и Поправки к ней 2010 г.;
2. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74);
3. Правила предотвращения загрязнения с судов (МАRPOL-73/78);
|
|
4. Правила классификации и постройки морских судов (Правила Регистра);
5. Правила технической эксплуатации морских и речных судов Украины. Раздел
«Электрооборудование», КНДЗ 31.2.002.07-96;
. 6. Правила техники безопасности на судах морского флота. Часть 6. Электрообо-
рудование.