Роль и место логистики в становлении и развитии экономики России

Введение

Содержание

Введение. 4

1. Роль и место логистики в становлении и развитии экономики России ……….5

2. Основные понятия и определения в логистике………………………………….. 9

3. Концепция и принципы логистики……………………………………………….17

4. Логистические системы и звенья………………………………………………….25

5. Закупочная логистика………...……………………………………………………31

6. Логистика запасов………..………………………………………………………..41

7. Производственная логистика……….…………………………………………….50

8. Распределительная логистика…..………….…………………………………….58

9. Транспортная логистика………….……………………………………………….64

10. Логистика складирования……….……………………………………………….69

11. Формирование теории эффективности в логистике………..………………..…77

Заключение…………………………………………………………………………….83

Список литературы …………………………………………………………………...84


В последние годы в России стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Интерес, который проявляют к логистике, объясняется впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации, сообщества. Выходит большое количество изданий по различным аспектам логистики. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.

С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими потоками, для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет предприятиям значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.


Следует отметить, что длительное время в отечественной экономике недооценивалась роль снабжения и сбыта продукции, характеризующих сферу обращения. Исторически в России развитие сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг. Сфера обращения характеризовалась замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей. Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу, у руководящего управленческого персонала сложился стойкий психологический стереотип недооценки роли сферы обращения в экономике.

Ориентация предприятий в рыночной экономике на удовлетворение потребителя кардинально меняет подход к планированию и управлению организацией с точки зрения выделения целевых приоритетов. Если раньше основополагающим выдвигалось положение о максимальной загрузке всех производственных ресурсов, то сегодня в первую очередь необходимо рассматривать:

- высокий уровень соблюдения сроков поставок;

- оптимальные запасы;

- минимальное время производственного цикла.

Усиление конкурентной борьбы, расширяющееся многообразие новых товаров и продуктов вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Например, увеличение цен на горючее – этакий мини-топливный кризис – повлекло за собой некоторое подорожание новых товаров, необходимость более экономно осуществлять перевозки и пересматривать статью издержек многих предприятий. Рынок также в настоящее время не в состоянии поглощать все более увеличивающийся выпуск продукции и услуг, и их сбыт становится острой проблемой для многих руководителей предприятий. Если из-за увеличения стоимости перевозок поднимать цену на товар, чтобы сохранить норму прибыли, можно потерять определенное количество потребителей. Если цену не поднимать, то норма прибыли, соответственно, снизится – это не слишком радужная перспектива.

В связи с этим многие компании ищут систему, которая могла бы помочь им увеличить прибыль за счет оптимизации процессов поставки, транспортировки, хранения и распределения как готовой продукции, так и используемых ресурсов. Это как раз те задачи, которые помогает решить логистика.

К основным факторам, которые обуславливают применение логистического управления предприятиями относятся:

а ) быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы);

б) достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже "сняты сливки". С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы;

в) фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей;

г) создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима);

д) компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого слада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики;

е) рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, предоставляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения.

В настоящее время все большее число компаний используют логистическое управление как оружие, приносящее существенное снижение издержек и устойчивость в конкурентной борьбе за потребителя.

Логистическое управление - это новое направление менеджмента – сквозная организационно-аналитическая оптимизация всего воспроизводственного производственно-коммерческого (предпринимательского цикла).

Предметом изучения, исследований и изысканий в логистике является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных, сервисных потоков.

В настоящее время основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток. Информационные, финансовые, сервисные потоки (сопутствующие материальному) рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле. В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

На рисунке 1 представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными и сопутствующими им потоками. В генезисе логистики можно выделить несколько исторических этапов.

Период с 1920-х до начала 1950-х годов можно было бы назвать периодом «фрагментаризации», когда отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих логистических затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т.д.

Рис.1 - Эволюция логистики за рубежом

Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Одним из ключевых факторов быстрого внедрения логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. В конце 1960-х годов в США была сформулирована концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы логистики, и некоторые западные фирмы начали успешно применять их на практике.

Большую роль в развитии логистики сыграл разразившийся в 1970-е годы энергетический кризис. За период с 1973 по 1980 гг. мировые цены на сырую нефть выросли в четыре раза, что повлекло за собой почти повсеместный в западном мире рост инфляции и спад промышленного производства. Стагфляция западной экономики в этот период заставила высший менеджмент бизнеса вплотную заняться поисками путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции на основе концепции бизнес-логистики. В это время были разработаны такие логистические системы как MRP1, DRP, JIT, KANBAN.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов один из самых известных ученых и специалистов по логистике профессор Мичиганского университета США Дональд Бауэрсокс назвал периодом «логистического ренессанса». За этот период теория и практика логистики шагнули далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за предыдущие десятилетия. Доминантной идеей бурного развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических активностей фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки» - «производство» - «сбыт» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

Логистический подход к управлению материальным потоком.

Однако управление материальными потоками осуществляется человечеством с давних времен. Специфика логистического подхода заключается в том, что объектом управления и оптимизации является сквозной материальный поток. При этом в значительной степени преодолевается обособленность звеньев материалопроводящей цепи – различных предприятий связанных между собой потоковыми процессами. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в установленное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными издержками (правила логистического управления).

Экономический эффект от использования логистики.

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Применение логистики позволяет снизить эти расходы.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

· Снизить запасы на всем пути движения материального потока (МП);

· Сократить время прохождения продукции по логистической цепи;

· Снизить транспортные расходы;

· Сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Например:

1) В таких компаниях как "Бош", "Сименс", "Мицубиси", "Дженерал Моторс" один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел такой же эффект, как увеличение объема сбыта на 10%;

2) По исследованиям Европейской промышленной ассоциации переход канальное управление продуктом привел к 80%-му сокращению времени цикла, позволил от 30 до 70% сократить объем материальных запасов, от 20 до 50% повысить производительность, до 30% снизить себестоимость продукции;

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организрованных систем так называемых интегративных свойств, т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: