Этапы развития логистики

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х и начале 70-х годов в экономически развитых странах стали осознавать, что рациональное распределение произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. В этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистической идее заключаются в следующем:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис;

- научно-технический прогресс и компьютеризация управления;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Логистика как искусство комплексного управления материальными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике более 30 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа.

Первый этап приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, то есть на улучшении работы в сфере распределения. Более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. (рис. 1).

Логистическая интеграция

П р о и з в о д с т в о

Склад - Склад сырья - Цех готовой продукции -Транспорт

Рисунок 1 - Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса

Второй этап приходится на вторую половину 1970-х - 1980-е годы. Основные факторы большей востребованности логистики в Европе и Америке - энергетический кризис и экспансия Японии в сфере производства и торговли. В этот период обозначились переход к задаче управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции и от сквозного управления потоками материалов и информации.

Для этого этапа характерна оптимизация в сфере обращения, при этом было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно: ибо, любое изменение расходов в одном из видов деятельности фирмы (перевозки, производства, складирования) непременно оказывает не всегда благоприятное влияние на сопряженные процессы.

Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, если при этом снижается скорость и, особенно, надежность поставки. В соответствии с логистической концепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение и производство.

В начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо понятия «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы.

К взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства (рис. 2). Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Логистическая интеграция

П р о и з в о д с т в о

Склад - Склад cырья - Цех готовой продукции - Транспорт

Рисунок 2 - Второй этап развития логистики - производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый, слаженный механизм.

Третий этап приходится на современное состояние логистики. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без содержания существенных объемов запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики.

На третьем этапе совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.

Логистическая интеграция

П р о и з в о д с т в о

Потребитель Склад СклТранспорт сырья Цех готовой Транспорт тель

продукции

                                                                                             
   
 
                                             

 

Рисунок 3 - Третий этап развития логистики – целостный характер участников логистического процесса

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась, в основном, как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов в нашей стране решались задачи оптимизации мощных грузовых потоков, для чего разрабатывался уникальный методический аппарат и по существу логистические задачи решались для потоков продукции производственно-технического назначения.

Несмотря на отмеченные различия, очевидным является то, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 4).

                               
               

 

Сырье Производ- Производ- … Производ- Распределите- Потребитель

ство № 1 ство № 2 ство № К льный центр

                               
     
 
           
 
 

 

Управление движением продукции Управление

производственно-технического назначения товародвижением

Л о г и с т и к а

У п р а в л е н и е м а т е р и а л ь н ы м п о т о к о м

Условные обозначения: материальный поток, информационный поток.

Рисунок 4 - Общая схема материального и информационного потоков

Четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах развитой рыночной экономики. На этом этапе путем построения интегрированных логистических систем полностью реализуется комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, сбыта и потребления. Организационно это находит свое выражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых структур, научно-производственных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций создает богатые возможности для рационализации деятельности всех участников логистической цепи. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставки материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказа.

Для этого этапа характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так, с целью максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции: от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: