Государственное регулирование бюджетной системы. Бюджетный процесс

1. Государственное регулирование бюджетной системы.

2. Бюджетный процесс

-1-

Бюджетная система Республики Беларусь имеет единую доходную базу, которая дает возможность маневрировать финансовыми ресурсами и осуществлять их перераспределение между различными видами бюджетов с целью оказания помощи отдельным административно-территориальным единицам и полноты обеспечения каждого бюджета необходимыми средствами.

Для этого некоторые бюджетные доходы установлены в качестве республиканских, которые поступают в республиканский бюджет или в определенных размерах передаются в местные бюджеты.

В связи с этим бюджетные доходы подразделяются:

1) Закрепленные — это доходы, которые по принципу подчиненности (ведомственному) или с учетом территориального признака поступления средств направляются в тот или иной бюджет (закреплены за определенным бюджетом).

Если закрепленных доходов не хватает для покрытия бюджетных расходов, то в порядке бюджетного регулирования нижестоящему бюджету предоставляются соответствующие суммы в виде отчислений от поступающих на его территории республиканских налогов и доходов. Размеры отчислений устанавливаются в процентном отношении к сумме налогов и доходов, поступающих на территории данного административно-территориального формирования.

2) Регулирующие — доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между выше и нижестоящими бюджетами.

В РБ распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности предприятий.

Закрепленные и регулирующие доходы — собственные средства бюджета.

Бюджетное регулирование — совокупность мероприятий, осуществляемых вышестоящими органами государственной власти для сбалансирования нижестоящих бюджетов для бесперебойного финансирования всех затрат.

Формы бюджетного регулирования:

1) Дотация — сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих налогов и доходов не достаточно для сбалансирования бюджета.

2) Субвенция — сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета на конкретные цели для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

3) Заемные средства — могут привлекаться в случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы.

Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.

Бюджетная ссуда — финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях: возвратности, срочности, платности. Этот метод отличен еще и тем, что он применяется в процессе исполнения бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и наоборот — из нижестоящего вышестоящему.

Бюджетное регулирование осуществляется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами независимо от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

-2-

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией РБ, актами Президента РБ, Законом о бюджете РБ и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает 4 этапа:

¾ составление;

¾ рассмотрение;

¾ утверждение;

¾ исполнение.

1) Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством РБ на основании:

¾ отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и определенный период текущего года,

¾ прогнозных оценок доходов,

¾ параметров прогноза социально-экономического развития РБ,

¾ государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые правительством РБ и местными исполнительными и распорядительными органами.

Составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

При чем в подготовке данной информации участвуют Минэкономики, Минстатистики и анализа и Нацбанк:

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г.·Минска составляет проект консолидированного бюджета РБ.

2) Проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов выносятся на рассмотрение правительства РБ и местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные правительством РБ проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту РБ. Президент РБ, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в парламент РБ проект Закона о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

3) Республиканский бюджет утверждается законом РБ, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Закон о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года.

4) Важной составляющей в бюджетном процессе является исполнение бюджета. Оно включает получение утвержденных доходов, главным образом налоговых и неналоговых платежей, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их мобилизацией и расходованием.

Исполнить бюджет по доходам - это значит мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Исполнить бюджет по расходам - это значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения Законом РБ, актами Президента РБ, правительства РБ, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: