Этапы развития коллектива организации

Развитие коллектива как центра социальности, формирования ценностей, утверждения коллективности является многоэтапным процессом. Как форма социальной организации людей он всегда находится в развитии за восходящей. При таких условиях вся совокупность экономических, социальных, общественно-политических, духовных процессов в коллективе порождает его положительные социальные качества как субъекта общественной жизни: повышается социальный статус коллектива и социальный статус объединенных в нем индивидов, разнообразится социальная и профессиональная структуры, повышается институциональная и профессиональная мотивация, составляется система ценностей. Все это обуславливает социальную стабилизацию и гармоническое развитие субьектно- обьектных отношений в коллективе.

Деградация, разрушение коллектива порождает развитие в нем неблагоприятных социальных процессов.

В жизни каждого трудового коллектива прослеживаются четыре этапа, отличных между собой направлением и содержательной сущностью процессов, которые в них происходят:

1) формирование из определенного количества людей номинальной группы. Всем им в дальнейшем приходится совместно действовать для достижения целей, которые еще не стали общим мотивом будущего коллектива;

2) образование коллектива, т.е. формирование его активного ядра из людей, которые не только осознали цели коллектива и активно действуют относительно их достижения, а и влияют на других участников коллективной деятельности. На этом этапе образовываются микрогруппы, которые отличаются между собой отношением к целям коллектива;

3) зарождение идейного сотрудничества микрогрупп, которые воспринимают цели и задачи коллектива как свои личные. Соответственно изменяются и отношения между руководителем и коллективом. Руководитель уже не воспринимается как носитель структурообразующих действий, а начинает восприниматься как один, хотя и специфический, член коллектива;

4) достижение зрелости коллектива и личностей, которые входят в него, осознание единства интересов каждого работника и коллектива. Только на этом этапе коллектив приобретает все признаки зрелости, формируется благоприятная социально-психологическая атмосфера для функционирования и деятельности объединенных в нем индивидов.

Эффективность деятельности трудового коллектива зависит от многих параметров его социальной структуры и социально-психологического климата.

Наличие в трудовом коллективе людей разного возраста, с разным стажем работы является предпосылкой лучшей организации взаимопомощи и обмена опытом. В таком коллективе молодые работники легче овладевают профессией и привычками общего труда, а высококвалифицированные работники удовлетворяют свои нужды в передаче их профессионального и жизненного опыта молодым. В разновозрастном коллективе снижается риск конфликтных ситуаций, поскольку пожилые люди более склонны к компромиссам, толерантнее. А наличие в коллективе молодых, энергичных людей стимулирует инициативу и эффективность работы представителей старшего поколения.

Эффективность деятельности трудового коллектива зависит также от его полового состава. Как правило, показатели работы однополого коллектива значительно ниже, чем там, где приблизительно одинаковое соотношение представителей обоих полов.

На результаты деятельности, систему взаимоотношений в коллективе влияет квалификация работников: чем высший уровень образования и квалификации работников, тем лучших результатов нужно ожидать от коллектива. Взаимоотношения в коллективе, который состоит из высококвалифицированных работников, значительно более ровные, чем в коллективе менее квалифицированных работников. В коллективе высококвалифицированных работников каждый имеет право по своему мнению и на уважение к ней, положительно воспринимаются инициативы и предложения относительно улучшения общей трудовой деятельности и т.п..

Составляющими микросреды трудового коллектива, которые влияют на результаты его работы, является также эффект официальных и неофициальных организационных связей между работниками, стиль работы руководителя, характер внутриколлективных социально-психологических отношений, уровень удовлетворения социальных и бытовых потребностей людей и др.

Положительная атмосфера в коллективе не только оказывает содействие достижению высоких результатов труда, а и влияет на восприятие людьми друг друга, на их мировосприятие, расположение духа, самочувствие, психическое и физическое здоровья.

Нередко в трудовых коллективах возникают проявления бюрократизма, авторитаризма, грубостей, нарушение социальных норм, конфликты и споры, которые наносят ущерб работе и здоровью людей. Медики утверждают, что в 80% случаев инфаркта миокарда предшествовали или острая психическая травма, или продолжительное напряжение, обусловленное конфликтной ситуацией на работе.

Состояние социально-психологического климата в коллективе зависит прежде всего от руководителя. Теоретики и практики убеждены, что успеха достигают руководители, которые усматривают прямую зависимость производственных, экономических показателей от социально-психологических факторов.

Основными принципами построения нормальных социально-психологических отношений в трудовом коллективе является свобода высказываний и инициативы, солидарность, осведомленность, справедливость, взаимоуважение.

Свобода высказываний и инициативы. Для человека как социального существа важным является стремление открыто высказывать свои мысли. В современных условиях коллектив только тогда достигнет успеха, когда каждый надлежащий к нему индивид и все вообще будут иметь право на высказывание своих мыслей относительно дел в коллективе, направлений его развития, положительных сторон и недостатков в работе рядовых работников и его руководителей. Кроме того, члены коллектива должны также иметь право на инициативу относительно производственных и социальных проблем, а руководитель должен гарантировать его для всех.

Солидарность. В трудовом коллективе человек должна ощущать себя долей единого целого. В этом деле большое значение имеет отношение руководителя к коллективу. Коллектив должен ощущать, что руководитель считает себя элементом этого образования, не отделяется от подчиненных ни по форме, ни за сутью. Конечно, форма выражения солидарности не должна иметь ничего общего с панибратством, но и исключительно официальные служебные отношения ничего хорошего не дают.

Осведомленность. Коллектив работает эффективно при наличии объективной информации о его делах. При ее отсутствии неизбежно возникают слухи, ядром которых являются деформированные данные, которые характеризуют события хуже, чем они есть на самом деле.

Справедливость. Как правило, нездоровые ситуации возникают, когда отношение руководителя к конкретному работнику не совпадает с отношением к нему коллектива. Недооценка руководством добросовестных работников, невзыскательность к бездарям и попустительство им вызывают осуждение в коллективе, деформируют социально-психологический климат в нем.

Взаимоуважение. Самореализуясь в работе, члены коллектива ощущают требования к ним со стороны своих коллег и руководителя. Речь идет не только о внешних элементах уважения к добросовестным работникам, а и об уважении, которое оказывается в реальном поддержании социального статуса работника, которого он заслужил. Для этого могут быть использованы соответствующие формы стимулирования труда, выдвижение на высшую должность, предоставление определенных социальных благ.

Социально-психологическое состояние коллектива характеризуется также отношением в нем к лицам женского пола. Нередко даже к женщинам, которые занимают руководящие должности, проявляется подсознательная дискриминация. Поэтому если руководство организации заинтересовано в стимулировании усилий всех сотрудников, то должны пересмотреть свои требования к мужчинам и женщинам, изъять из их содержания предубеждения и предрассудки, которое поможет создать атмосферу, благоприятную для раскрытия творческого потенциала всех сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: