Тема 8 сплоченность и социальное развитие коллектива

ПСЕВДОАВТОРИТЕТЫ, ИХ ВИДЫ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

АВТОРИТЕТ И ВЛАСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВА.

Авторитет - это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субьективных качеств человека обьективным потребностям деятельности; это стойкое отношение к другому человеку, которое выражается прежде всего в чувствах доверия и уважения к ней. Авторитет состоит из двух компонентов: авторитета должности и авторитета личности.

Процесс формирования авторитета можно ускорить, если знать, какие качества руководителя являются определяющими в формировании авторитета, какие его поступки вызывают уважение у подчиненных, а что их отталкивает.

Среди составляющих авторитета важную роль сыграет доверие. Авторитет зависит от профессионально-деловых (профессионализм, деловая предприимчивость, деловая направленность), морально-коммуникативных (скромность, трудолюбие, старательность, добросовестность, опрятность в работе, справедливость, доброжелательность, приветливость, вежливость, уважение к людям, чуткость, порядочность, тактичность) и административно-устроительских (стиля управления - автократического, демократического, либерального, качеств).

Для характеристики авторитета используют такие параметры:

· Широта авторитета - количественная характеристика - это сфера влияния, количество членов коллектива, привлеченных к авторитетным отношениям с руководителем.

· Глубина авторитета - качественная характеристика; отправной точкой является начальный уровень авторитета - деловой авторитет в мужском, моральный в женском коллективе.

· Стабильность - временная характеристика; как результат его систематического подтверждения и развития.

Власть - возможность влиять на поведение других людей.

Власть - инструмент социального управления, который осуществляет целенаправленное влияние на человеческое поведение, приводит к возникновению, изменению или прекращению человеческих отношений и взаимосвязей между составными социоэкономической системы. Власть - право приказывать, требовать выполнения, принимать решение, распределять ресурсы, действовать как организатор, руководитель и контролер вместе с тем.

Предпосылкой для реализации таких возможностей являются формальные полномочия, которые предоставляет должность. Власть руководителя сказывается в том, что от него в значительной мере зависят должности, заработная плата, продвижение по служебной иерархии, доступ к социальным благам подчиненных. Но во многих случаях и подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку от них в значительной мере зависит его осведомленность, неформальные контакты в коллективе и пр.

Влияние- поведение одного работника (руководителя), которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущение и т.п. другого работника (подчиненного).

С обретением формальных полномочий руководитель получает определенную власть. Он должен осознавать, что масштаб власти определяется не только уровнем его формальных полномочий, а и мерой зависимости подчиненных от него. Т.е. уровень влияния наделенной властью лица А на подчиненное лицо Б равняется степени зависимости лица Б от лица А.

Власть может приобретать разнообразные формы.

1.Власть, которая основана на принуждении, штрафных санкциях и угрозе наказаний. Сила принуждения: в ее основе лежат опасения подчиненных, различные по происхождению (страх потерять работу, попасть в "черный список", быть наказанным). Руководитель старается подавлять, обезвреживать тех сотрудников, которые от него зависят, но в будущем могут набирать весомость и статус, тем самым ослабляя его позицию.

2.Власть, которая основана на вознаграждениях.Сила вознаграждения будет тем ощутимей, чем четче прослеживается связь между стараниями, настойчивостью, самоотверженностью и достижением результатов с одной стороны, и положительной реакцией лидера (признание, премирование, отношение в пример, служебная карьера) - с другой.

3.Экспертная власть. Власть специалиста (экспертная) предусматривает уникальный опыт, высокую квалификацию, специальные глубокие знания и профессиональные практические навыки. Действия и поступки такого руководителя воспринимаются подчиненными как "истина в последней инстанции", на веру, без проверки, как закон, обязательный к выполнению. Его слово не подлежит сомнению, он решает споры, указывает правильный путь.

4.Эталонная власть (харизматическое влияние). Референтная (эталонная) власть базируется на собственных магнетических качествах лидера, которые стремятся копировать его последователи. Руководитель, который владеет харизматическим влиянием воспринимается подчиненными как образец, человек, который олицетворяет те черты и качества, которыми стремятся владеть остальные члены коллектива. Каждый из них стремится завоевать его симпатию, обратить на себя внимание, выполнить свою работу максимально качественно.

5. Законная или традиционная власть. Легитимная (законная) власть вытекает из статуса руководителя в организации. Руководящая должность предусматривает осуществление большинства управленческих функций, а подчиненный считает естественным целиком подчиняться приказам и указаниям. Законная власть - это неотъемлемый атрибут формального лидера. Он владеет ею всегда, даже при наличии более влиятельного лица, статус которой не подтверждено официальной должностью.

6. Власть, основанная на участии. Сила взаимодействия с подчиненными требует таланта перекладывать часть своих функций на плечи подчиненных, помощников. Определить эту часть, т.е. составить перечень обязанностей, которые требуют личного выполнения, и таких, что могут выполняться другими, довольно сложно. Тем не менее это разрешит сосредоточиться на главном, начать действительно руководить, а не суетиться, стремясь успеть сделать все самостоятельно.

7. Информационная власть. Информационная власть вытекает из знания руководителем всех самих мелких аспектов деятельности подразделения или организации. Такая целостная картина дает возможность управлять коллективом, видеть ошибочные действия подчиненных и их достижения. Те работники, которым требуется конкретная дополнительная информация, вынуждены обращаться за ней к лидеру как к первоисточнику, выполнять его поручения в обмен на владение знаниями о предмете, который их интересует.

Опыт лучших организационных структур свидетельствует, что экспертная власть и эталонная власть являются наиболее желательными для осуществления руководства, ведь при этом срабатывает чувство обязательности подчиненных, а информационная и стимулирующая власть ведут к использованию принудительной власти и иногда вызывают желание сопротивления со стороны работающих. Но в практической деятельности менеджеры, как правило, опираются на несколько типов власти.

За последнее время происходит рост квалификации работников и выравнивание их интеллектуального уровня к уровню руководителей, то становится все тяжелее реализовывать власть, полагаясь на власть принуждения и вознаграждений.

Важной и распространенной формой являются убеждения. Убеждения доводяться до сведения исполнителей. Прислуживается этому и логика доказательства. Важное значение имеет чувство участия. Подчиненные привлекаются к участию в подготовке и принятии хозяйственных и социальных решений, в распределении прибылей, дивидендов и т.п.. Понятно, что шесть типов власти - это потенциальные средства влияния, и они порождают у подчиненных разные реакции к выполнению работы. По-разному подчиненные могут реагировать на распоряжение руководителя: с чувством обязанности, с равнодушием или сопротивлением или отвечают энтузиазмом и определенными стремлениями достичь организационной цели. А при условиях сопротивления подчиненные могут согласиться выполнять задание, но прикладывают при этом минимум усилий для его выполнения.

Псевдоавторитеты порождают искусственные приемы получения престижа руководителем. Фальшивый авторитет хитрый человек может создать и поддерживать с помощью знаний и способностей других людей, но рано или поздно это раскрывается и авторитет теряется.

Разновидности псевдоавторитетов:

1) "авторитет" угнетения - стремление руководителя путем демонстрации преимущества в правах, беспрерывных угроз воспользоваться властью, держать подчиненных в постоянном напряжении, состоянии страха перед возможностью наказания;

2) "авторитет" резонерства - склонность руководителя к сплошному, до мелочей, контролю;

3) "авторитет" подкупа - вознаграждение за работу прямо зависит от личных прихотей руководителя;

4) "авторитет" расстояния - чем дальше руководитель от подчиненных, чем реже он с ними видится, тем более сильное его влияние на них;

5) "авторитет" доброты - возникает на основе неправильного понимания сущности чуткого отношения к подчиненным и характеризуется низкой требовательностью;

6) "авторитет" чванства - это превосходство, раздутая спесивость, основанная на прошлых, или мысленных, надуманных заслугах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: