Концепции международного менеджмента

По типу взаимоотношений материнской компании и ее зарубеж­ных дочерних предприятий все транснациональные компании (кор­порации1) могут быть подразделены на четыре типа:

Модель EPRG (етноцентризм – полицентризм – регіоцентризм – геоцентризм).

1)етноцентрическая концепция (Е);

2) полицентричная концепция (Р);

3) региоцентрическая концепция (R);

4) геоцентрическая концепция (G).

Этноцентрический тип характеризуется последовательной ориен­тацией высшего руководства ТНК на приоритет материнской (базо­вой) компании. При этом типе зарубежные рынки остаются для кор­порации прежде всего продолжением внутреннего рынка страны ба­зирования материнской компании. ТНК в этом случае создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надеж­ных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рын­ков сбыта. Для этого типа ТНК характерны принятие управленче­ских решений преимущественно в материнской компании, предпоч­тение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами такого типа корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельно­стью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений материнских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматри­ваемому типу ТНК.

Полицентрический или региоцентрический тип характеризуется возрастанием значимости внешнего рынка, когда внешний рынок становится зачастую даже более важным сектором деятельности ТНК, нежели рынок внутренний. У таких ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию мате­ринской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают ме­стные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК харак­теризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.

При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Отличительными признаками ТНК данного типа являются:

ориентация в первую очередь на зарубежные рынки;

наличие многонационального акционерного капитала;

существование многонационального руководящего центра;

комплектование администрации иностранных филиалов кад­рами, знающими местные условия.

Этот тип ТНК особенно популярен в интеграционных экономи­ческих группировках и поэтому может представлять интерес для тех российских ТНК, которые предполагают сделать ставку на рынок СНГ.

Для наиболее зрелого типа ТНК – глобальных корпораций – ха­рактерен геоцентрический подход к взаимоотношениям между мате­ринской компанией и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы де­централизованной федерацией региональных филиалов. Материн­ская компания рассматривает себя здесь не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Арена деятельности геоцентрической ТНК – весь мир. Компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться гло­бальной. На данном этапе развития ТНК к глобальным в наиболь­шей степени приближаются транснациональные корпорации хими­ческой, электротехнической, электронной, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной, информационной, банковской и некото­рых других отраслей.

Сравнительная характеристика типов ТНК

    Тип ТНК  
Признаки этноцентрический полицентрический или региоцентрический геоцентрический
1. Ориентация международного бизнеса Абсолютный прирост материнской компа­нии, зарубежные фи­лиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабже­ния или сбыта Объединение компа­ний ряда стран на про­изводственной или на­учно–технической ос­нове. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разно­образные виды дея­тельности, в том числе и производственную Интеграция воедино деятельности, осуще­ствляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться со­ставные части одного изделия. Материнская компания рассматри­вает себя не как центр, а как одну из составных частей кор­порации
2. Отношение к зарубежному рынку Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базиро­вания материнской компании Зарубежные рынки часто рассматривают­ся как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком Ареной деятельности является весь мир
3. Уровень централиза­ции принятия управленче­ских решений Высокая централиза­ция принятия управ­ленческих решений на уровне материн­ской компании Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются координации на основе тесной между материнской компанией и фи­лиалами Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами
4. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов Сильный контроль со стороны материн­ской компании Филиалы, как прави­ло, автономны Филиалы, как прави­ло, автономны
5. Кадровая политика компании Предпочтение отда­ется соотечественни­кам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры прини­мающей страны наначаются на ключевые посты Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты
6. Организационная структура Сложная оргструктура материнской компании, простая у зарубежных филиалов Оргструктура с высо­ким уровнем незави­симости филиалов Весьма сложная оргструктура с автоном­ными филиалами
7. Информационные потоки Большой объем приказов в адрес филиалов Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами Значительные потоки информации в мате­ринскую компанию и из нее и между всеми филиалами

Характеристики отмеченных этапов приведены в табл. 1 1.

Таблица 1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: