Международные корпорации – основной субъект международного менеджмента

Рис. 1. Фазы интернационализации корпорации за Н. Адлер

Как видно из этой схемы, национальные фирмы (фаза І) не имеют международной деятельности. Международные фирмы (фаза ІІ) направляют Свои усилия на экспансию внешних рынков. После превращения их на мультинациональные фирмы они пытаются сбалансировать свои связки в пределах собственных международных рынков (фаза ПИ). Наконец, фаза IV значит, что сбалансированность внутренних связей сопровождается динамическим поиском новых рынков.

Транснациональные компании представляют собой экономиче­ские объединения фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, которая контролирует за­рубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала. В зависимости от размеров ка­питала, принадлежащего материнской компании, а также правово­го положения и степени подчинения фирмы, находящиеся в сфере влияния материнской компании, можно классифицировать сле­дующим образом: филиалы, дочерние (субсидированные) компа­нии, ассоциированные (аффилированные) компании и совместные предприятия.

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата – получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

В иностранной литературе выделяются следующие признаки транснациональных корпораций:

1. фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;

2. ее предприятия и филиалы расположены в двух и более странах;

3. ее собственники являются резидентами различных стран.

Возникновение и развитие международных компаний обусловлено разными причинами. Эти причины необходимо разделить на две группы:

1. Причины, которые вызывают необходимость формирования международных компаний, выхода их бизнеса за национальные границы:

- возникновение и постоянное углубление международного деления – труда (что оказывается в международной специализации и в и потому, что вызывает необходимость в международной кооперации), который порождает экономическую взаимозависимость, взаимозависимость предпринимательской деятельности главных экономических субъектов, – частных компаний;

- неравномерность экономического и социального развития стран, которое порождает зависимость одних стран от других в разных сферах (производство, технологии и т.п.);

- острая конкуренция на внутренних и внешних рынках.

2. Причины, которые обусловливают возможность формирования международных компаний:

- возникновение больших национальных компаний под воздействием усиления концентрации производства и капитала;

- неравномерность экономического развития стран, что позволяет компаниям, используя свои производственные, финансовые, технологические преимущества, получать большие доходы от деятельности в других странах.

Основной формой международных корпораций являются транснациональные компании (ТНК).

Транснациональные компании могут быть однонациональными (контролируются капиталом одного государства) и междунациональными (контролируются капиталами нескольких источников).

Другие международные корпорации занимаются внешнеэкономической деятельностью, но не имеют собственных заграничных подразделов.

Как свидетельствует мировая практика, компании, которые открывают собственные подразделы в других странах, демонстрируют более качественный менеджмент, чем местные фирмы. А потому целиком понятным является постоянное увеличение количества международных корпораций, прежде всего ТНК|, и особенно количества их заграничных подразделов: из 64 тыс. ТНК и около 700 тыс. их подразделений за рубежом в конце 1990–х годов до 80 тыс. ТНК| и почти 900 тыс. их заграничных подразделов в 2005 году.

Сами корпорации образуют в своей совокупности систему многонациональных компаний, которая представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Схема международной корпорации

Как видно из схемы, международная корпорация состоит из материнской компании (М), расположенной в стране происхождения (основание), и сети отделений (филиалов) В и; В2... Вп, которые размещены в принимающих странах 1; 2;... N. Решение материнской компании (штаб–квартиры) касается образования (закрытие, приобретение) отделений, местоположения, объемов и ассортимента продукции, рынков сбыта, потоков между филиалами и т.п. Эти стратегические решения формируют связки между материнской компанией и филиалами, из одной стороны а также между филиалами – из другого. Кроме того, материнская компания и филиалы имеют связки с другими компаниями–партнерами (П1; П2, Пп).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: