Технические средства для комплексных испытаний ГЭТ и других машин.
Современные измерительные приборы и специальные системы используются при испытаниях изделий для измерения физических величин электрическими методами с различными вариантами фиксирования, отображения и обработки информации. К ним относятся самописцы, осциллографы, магнитографы и другие устройства для записи и хранения полученной информации.
В настоящее время повсеместного применения вероятностных методов и расширения работ по планированию эксперимента, изучению надежности и ускорению испытаний ограниченное число регистрируемых параметров и время записи процессов на магнитоэлектрическом осциллографе увеличивают длительность испытаний, трудоемкость обработки материалов. С целью повышения оперативности испытаний разработана и внедрена мобильная система ЧЕК-1, позволяющая измерять, регистрировать и выдавать непосредственно после окончания опыта на цифровую печать средние значения силовых и скоростных параметров (шесть независимых измерительных каналов).
Система ЧЕК может обеспечить неограниченное число усредненных замеров дискретных значений 12, что приемлемо для оценки главным образом статических характеристик машин.
При испытаниях машин используются три многоцелевых информационно-измерительных комплекса: ЧЕК-2М, ЧЕК-4М и ЧЕК-6М.
Комплекс ЧЕК-2М, предназначенный для накопления измерительной информации при эксплуатационных и полигонных испытаниях машин с последующим вводом ее в ЭВМ типа ЕС, позволяет выполнять следующие операции: регистрировать мгновенные значения замеряемых параметров на магнитную ленту одновременно по 18 аналоговым и 10 частотным каналам; вводить в автоматическом режиме полученную информацию в ЭВМ ЕС для обработки по требуемым программам; вычислять с последующим выводом на цифровую печать и цифровую индексацию средние за время опыта значения замеряемых величин по всем 28 каналам и среднеквадратические отклонения по 18 аналоговым каналам; вычислять с одновременным выводом на экран электронно-лучевого осциллографа знаковую корреляционную функцию или «текущие» значения математического ожидания по одному из каналов; воспроизводить на магнитоэлектрических осциллографах замеряемые параметры по всем 18 аналоговым каналам и по любым двум частотным, а также контролировать любую замеряемую величину на экране электронно-лучевого осциллографа; контролировать с помощью цифровой индикации текущее время и путь, пройденный испытываемым изделием.
Этот комплекс позволяет замерять деформации деталей и элементов конструкций, усилия растяжения и сжатия, крутящие и изгибающие моменты (с помощью тензорезисторов), перемещение деталей и механизмов (потенциометрическими или индуктивными преобразователями), частоты вращения (частотными тахогенера-торами), пройденный путь (по отметчику путеизмерительного колеса), расход топлива (порционным объемным расходомером), избыточные давления (тензорезистивными или потенциометрическими преобразователями), температуру окружающей среды, двигателя, трансмиссии (термометрами сопротивления), время опыта, а также любые другие величины с помощью преобразователей, выходные параметры которых согласованы с входом тензоусилителей аналоговых каналов или формирователей частотных каналов по амплитудному и частотному диапазонам.
Количество измерений при проведении испытаний и исследований должно обладать высокой точностью и минимальной погрешностью.
Комплекс ЧЕК–4М расположен на автомобиле ГАЗ–66 и предназначен для накопрления информации при проведении опытов в части замеров крутящих и изгибающих моментов, пройденного пути, температуры, давления и др. Средние значений усилий получаются путем интегрирования мгновенных значений за время опыта. Предусмотрена возможность прекращения измерений через определенное количество отметок пути. Имеются и другие системы ЧЕК-4М, размещенные на автомобиле ЗИЛ-131.
Комплекс ЧЕК-6М предназначен для комплексных исследований влияния на условия труда водителя и физиологические функции его организма эксплуатационных и конструктивных параметров изделия. При этом замеряются следующие параметры: микроклимат кабины и тепловые потоки; физико-химический состав воздуха; уровень вибраций и акустических шумов; тормозные качества машины; усилия на органах управления; физиологические параметры.
Комплекс аппаратуры для замеров параметров микроклимата и тепловых потоков включает 49 измерительных каналов, из которых 12 могут быть использованы для замера температуры воздуха, 14 — поверхностной температуры, 12—плотности тепловых потоков, 3 — скорости воздушного потока, 2 — суммарной солнечной радиации, по одному — температуры двигателя, воды, масла, относительной влажности воздуха наружного и в кабине, перепада давления в кабине. Режим работы аппаратуры ручной, когда параметр замеряется по одному измерительному каналу (в основном для проведения калибровки, проверки, балансировки), или автоматический, когда параметры замеряются по 32 измерительным каналам по установленной оператором программе. При ручном режиме работы возможен визуальный контроль.
Тормозные качества машины оцениваются следующим образом. По команде «Пуск» замеряется начальная скорость машины от путеизмерительного колеса и регистрируется стрелочным индикатором на пульте водителя. Загорается сигнальная лампа, и водитель начинает давить на педаль тормоза. С этого момента замеряются длина тормозного пути, замедление, давление в гидро- и пневмомагистралях, усилие на тормозных педалях. После остановки изделия водитель отпускает педаль. Время ее нажатия фиксируется счетчиком. Измеряемая в процессе торможения информация поступает в блок накопления и далее в аппаратуру обработки и регистрации.
Аппаратура для исследования состояния водителя позволяет регистрировать: электрокардиограммы, электроокулограммы, электромиограммы, пневмограммы. Эти данные могут передаваться от объекта исследований — водителя— по радиотелеметрической связи на расстояние до 1 км или по кабельной связи до 20 м и регистрируются на самописце или магнитной ленте.
Определение конструктивных параметров производится при
предварительных и приемочных государственных испытаниях в
соответствии с государственными стандартами для изделий ГЭТ, а также при других видах
испытаний.
К конструктивным параметрам изделия, рассматриваемым при испытаниях, относятся: габаритные размеры, колея, база и дорожный просвет, объемы емкостей, конструктивная и эксплуатационная, статическая нагрузка на движители, масса дополнительного оборудования, давление на опорную поверхность, координаты центра тяжести и статическая устойчивость.
Размеры машины определяются при установке его на горизонтальной площадке с покрытием. Уклон площадки не должен превышать 1°, а высота неровностей поверхности — 3 мм. Погрешность измерений линейных размеров не должна быть более 0,5%, а объемов — 1 %. Для измерений используют мерные ленты, линейки, эталоны.
При определении габаритных размеров, колеи, базы, дорожного просвета, кроме того, необходимо учитывать следующее: положение управляемых колес или элементов шарнирной рамы должно соответствовать прямолинейному движению трактора; давление в шинах — нормам завода-изготовителя, указанным для работы трактора на транспорте; если в конструкции предусмотрена регулировка тягово-сцепного устройства, то при измерениях следует устанавливать его в такие положения, при которых машина имеет наибольший и наименьший габаритные размеры.
Базу и колею изделия вычисляют как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров
При определении базы замеряемые размеры должны быть параллельны продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, а колеи — нормальными к этой плоскости. Размеры замеряются внутри и снаружи контуров отпечатков колес на опорной площадке или на высоте не более 70 мм. Если колеса установлены параллельно вертикальной плоскости симметрии, то колею можно замерять как расстояние между колесами с добавлением г-ширины колеса по линии измерения.
Массу оценивают непосредственным взвешиванием на автомобильных весах с соответствующими пределами измерений, а статическое давление на поверхность — расчетом на основании измерений. Допускаемые погрешности средств измерений при определении массы, размеров и объемов должны обеспечиваться в пределах допускаемых значений.
Колея в, мм –погрешность не более 0,005 в
База L, мм – не более 0,005L,
Дорожный просвет hпр,мм – 0,01 hпр.
Координаты центра масс машины определяют взвешиванием на специальных весах при различных углах и наклона.