Сочинения, приписываемые Свящм. Клименту , еп. Римскому

Содержание Послания и его основные богословские идеи

Произведение состоит из 20 глав. Хотя это беседа, которая должна была быть прочитана в богослужебном собрании после чтения Св. Писания, однако она не занимается изъяснением последнего. Это простое и сердечное наставление по целому ряду отрывочных догматических и нравоучительных истин, представленных без особой связности и последовательности. Поэтому не представляется возможным определить, какой именно текст Св. Писания послужил темой для составления этой проповеди. В отличие от 1-го Послания Св. Климента рассматриваемая беседа чаще пользуется Н.З., чем Ветхим, и несколько раз цитирует апокрифическое Евангелие (от Египтян), по-видимому считая его каконическим[93].

Богословие автора Послания имеет свои особенности. Так учение о Св. Троице хотя и предполагается, но не освещается подробно. Что касается Христологии (учение об Иисусе Христе), то автор особо подчеркивает Божество Христа (1,1). Божественная природа Господа обычно обозначается словом «Дух» (πνευ̃μα): «Он, бывши прежде Духом, соделался плотью» (9 гл.). Это место очень напоминает Ин. 1,14: «И, Слово стало плотью» (Καὶ οJ λόγος σὰρξ ε̉γένετο) – в Послании «соделался плотию» (ε̉γένετο σὰρξ), для автора термины λόγος и πνευ̃μα явл. тождественными.

Христология напрямую связана с Сотириологией (учение о спасении). Христос называется «Родоначальником нетления» (α̉ρχηγὸς τη̃ς α̉φθαρσίας) и через Него Бог Отец являет нам истину и небесную жизнь (20 гл.). Само это спасение немыслимо без Воплощения Бога Слова, принявшего полноту человечества: «Он сжалился над нами и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели и что для нас не осталось никакой надежды на спасение, кроме как от Него. Он призвал нас, не сущих, и возвел от небытия к бытию» (1 гл.)[94].

Но наиболее своеобразно представлена автором послания Экклезиология (т.е. учение о Церкви). Автор провозглашает мысль о предсуществовании Церкви видимому миру. Это учение попыталось решить проблему взаимоотношения христианской и иудейской религии. Автор утверждает, что именно христианская Ц. существовала (вполне реально)[95] ранее творения видимого мира, а, следовательно, и ранее возникновения иудейской религии, в чем ее первое преимущество перед последней: «Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви первой, духовной, созданной прежде солнца и луны» (14 глава). Т.о. ее вторым преимуществом перед иудейской Ц. является ее духовность.

Дальнейшее учение о Церкви излагается следующим образом: Церковь, как духовное существо сотворена ранее солнца и луны, т.е. всего материального, видимого мира (здесь намек на предсуществование Ц. как идеи - ι̉δέα, как архетипа или первообраза будущей материальной Ц.). В последние времена она явлена материально в виде тела Христова, причем автор сопоставляет творение Адама и Евы в кн. Бытия с новым творением – Христа и Церкви, в котором Ц. выступает как «Невеста Христова» (мысль Ап. Павла) и становится «Матерью» всех христиан. В своем духовном предсуществовании Ц. была неплодной, но в эмпирическом, материальным проявлении она становится более многочисленной, чем иудейская, В.З. Церковь (глава II). Также мысль о предсуществовании Церкви всему видимому миру высказывается и в книге Ермы «Пастырь» (Второе видение, IV).

В последние дни Ц. видимо открылась во плоти Христа. Эта плоть, или Ц., есть символ (дословно «антитип» – α̉ντίτυπος или «образ», «копия») Духа или Христа, поэтому кто губит символ, тот оскорбляет его оригинал (τὸ αυ̉θεντικὸν), следовательно, всякий растливший свою плоть, оскорбляет плоть Христа или Ц. Он не может быть причастным Духа и он не получит нетления, которое дается только Духом (Христом)[96].

Оценив эту позицию автора Послания, проф. Сидоров А.И. считает, что, в общем, свое представление о Ц. автор явно пытается основать на учении Св. ап. Павла о Ц. как «Невесте Христовой» (2 Кор. 11, 2; Еф. 5, 25-32), но в дальнейшем он уклоняется от строго ортодоксального учения Апостола по этому вопросу[97]. Тем не менее, арх. Киприан (Керн) считает это учение важным шагом вперед на пути развития православной Экклезилогии[98].

Присутствует в Послании и учение о всеобщем воскресении (9 гл.), а также типичное для писаний «мужей апостольских» эсхатологическая тема (16-19 гл.).


1. «Два окружных послания о девстве», «De virginitate», «̉Επιστολαὶ ε̉γκύκλιαι».

Помимо «Второго послания», Св. Клименту, с древности, приписываются еще некоторые произведения. Например: «Апостольские постановления» и «Восьмикнижие Климента». Среди этих подлогов особый интерес представляет два послания, которые первоначально были объединены, к избравшим аскетическую жизнь подвижникам и подвижницам. Они датируется приблизительно сер. III в., написано неизвестным автором, вероятно в Палестине. Главная тема этого сравнительно большого аскетического произведения (в двух посланиях 29 глав) – преимущество девственной жизни и высокие нравственные требования, предъявляемые к избравшим ее.[99].

2. «Псевдо-Климентины» или «Климентины» (Κλημέντια)

Под этим общим названием объединяется группа памятников древнехристианской письменности, приписываемых Св. Клименту: 1) Послания Ап. Петра к Иакову Праведному еп. Иерусалимскому; 2) Послание Климента к Иакову; 3) «Беседы» (Όμιλίαι) Климента, в числе 20-ти; 4) «Встречи» или «Узнавания» (̉Αναγνώσεις, Recognitiones) – в 10 книгах и 5) «Сокращение» (̉Επιτομή), или «Климента, еп. Римского, о деяниях, путешествиях и проповеди Петра, сокращение». Стержень этих произведений – «Беседы», которые и назывались «Климентинами». Ученые предполагают, что в основе этих произведений лежало одно не дошедшее до нас, произведение, под названием «Проповеди Петра». Скорее всего, оно было создано неизвестным автором ок. сер. III в. в Сирии[100].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: