Сведения о жизни. Священномученник Игнатий (Богоносец), епископ Антиохийский

Священномученник Игнатий (Богоносец), епископ Антиохийский.

Не смотря на огромную славу Св. Игнатия и его посланий как в Древн. Ц., так и в последующие времена, мы практически ничего не знаем о его биографии и все основные сведения вынуждены черпать из его собственных посланий.

Самые ранние упоминания о Св. Игнатии находится в Послании Св. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам, написанном около времени мученической кончины Св. Игнатия. О биографии священномуч. молчат Св. Ириней и Ориген, которым известны его послания и которые их цитируют. Даже Евсевий, которому мы обязаны первым подробным свидетельством о посланиях Св. Игнатия дает сведения только о конце его жизни (Hist. eccl. III, 36). Все позднейшие писатели заимствовали свои сведения о жизни Св. Игнатия из сообщений Евсевия и Оригена, в том числе и т.н. «Мученические акты», существующие в двух редакциях. Первая, т.н. Антиохийская редакция (Martyrium Colbertinum), основана на парижской рукописи X в. и принадлежит перу неизвестного автора IV или V вв. Вторая – Римская редакция (Martyrium Vaticanum) создана в V в. Английский исследователь Д. Ляйтфут[101] доказал историческую несостоятельность обеих редакций муч. актов. Св. Игнатия[102].

Греческое житие Св. Игнатия X в., составленное Симеоном Метафрастом, а также армянский Martyrium также как и муч. акты не имеют самостоятельного значения.

Итак, Св. Игнатий носил, как и было весьма распространено в то время, несколько имен. Непосредственно имя Игнатий (Ignatius, Egnatius) – латинское и явл. производным от ignis (огонь). Его сирийское имя Нуроно явл. переводом римского имени Игнатий на сирийский язык и также означает «огненный». Святой носил еще и греческое имя Богоносец (θεοφόρος), которое прот. Г. Флоровский считает именно именем, а не прозвищем[103]. Это имя по собственному объяснению Св. Игнатия означает человека «имеющего Христа в сердце». Но в позднейших жизнеописаниях это имя приобрело другой смысл, который изменил и греч. форму на θεόφορος (носимый Богом). Это и послужило поводом к возникновению сказания о том, что Св. Игнатий был тем самым ребенком, которого Спаситель поставил в пример апостолам (Мф.18, 2-5). Однако это сказание не подтверждает Свт. Иоанн Златоуст, который пишет, что Св. Игнатий не видел Христа и не наслаждался общением с Ним[104].

Св. Игнатий был родом с Востока, вероятно из Сирии и может быть из Антиохии и был, скорее всего, из языческой семьи. Среди его наставников в вере называют Ап. Петра и Павла (Григорий Великий) и Ап. Иоанна Богослова (Антиохийские акты и блаж. Иероним). По свидетельству Евсевия Св. Игнатий был вторым епископом Антиохии после Еводия и управлял Ц. приблизительно 40 лет с 2085 по 2123 от Авраама (как указывает Евсевий в своей «Хронике») т.е. с 68 (69) по 107 гг. по Р.Х. Про этот период жизни Св. Игнатия известно не много. Свт. Иоанн Златоуст сообщает, что он был образцом добродетели и явил в лице своем все достоинство епископа. В гонение Домициана он был «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных» (Антиохийские акты). Церковный историк Сократ сообщат, что именно Св. Игнатием был введен в церковный обиход чин антифонного пения, который он перенял от ангельского хора.

Антиохийские акты повествуют о том, что Св. Игнатий был осужден на смерть императором Траяном в Антиохии, в 9-й (т.е. 107 г.) его царствования. Траян направлялся на войну против армян и парфян и по дороге, в Антиохии, осудил Св. Игнатия на съедение зверям в Риме. Скорее всего в это время в Антиохии произошел какой-то мятеж и виноватыми оказались христиане, в результате чего их предстоятель был обвинен на смерть.

Из Антиохии Св. Игнатий был отправлен под стражей в сопровождении римских солдат, которых сам мученик называет «леопардами». Скорее всего, он был казнен между 107 и 118 гг. Приемником его на Антиохийский кафедре стал еп. Герон (107-130гг.). Оставшиеся останки (по Антиохийским актам – «прочнейшие») были взяты христианами, положены в саркофаг и доставлены в предместье Антиохии на кладбище за городскими воротами Дафны (о них упоминает еще Св. Иоанн Златоуст). В 438 г. состоялось 2-е перенесение мощей Игнатия Богоносца - в Антиохию. После взятия Антиохии персами (540 г.) или арабами (637 г.) мощи были перенесены в Рим в церковь Свящмуч. Климента, еп. Римского[105].

Память Свящмуч. Игнатия Антиохийского совершается 29 янв. (11 фев. н. с.), 20 дек. (2 янв. н. с.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: