вероятность | ||||
В | ||||
С | ||||
Н |
1,2,5 – угрозы, которые являются для фирмы наиболее тяжелыми и требуют концентрации всех ресурсов для их преодоления.
Угрозы в полях 8,11,12 являются наименее опасными, но требуют постоянного наблюдения (мониторинга).
Угрозы в полях 3,6,9 являются серьезными.
Угрозы 4,7,10 подлежат мониторингу, а лучше (при наличии ресурсов) устранению.
Полученную в двух матрицах информацию переносят в исходную матрицу. Сильные и слабые стороны должны быть оценены количественно, тогда в каждом поле исходной матрицы встретятся две оценки.
Комментарии к SWOT:
· SWOT наиболее распространенный и полезный метод анализа внешней и внутренней среды;
· SWOT – это способ постановки основных задач СМ;
· SWOT – это способ реструктуризации, упорядочения задач, записанных в каждой ячейке;
· SWOT отвечает на вопрос: что делать в каждой ячейке этой матрицы, а принимать решение должен менеджер;
· Соотношение сильных и слабых сторон определяет потенциал организации;
|
|
· Возможности и угрозы разнородны.
Возможности
внутренние внешние
Угрозы
внутренние внешние
|
| ||||
Внутренние возможности – сильные стороны организации. Являются основным капиталом организации, с помощью которого организация способна достичь конкретных, заранее запланированных фирмой конкурентных преимуществ; способна преодолеть собственные слабые стороны, преобразовать их в новые сильные, и тем самым увеличить свой потенциал.
Внутренние возможности – благоприятный инвестиционный климат, квалифицированный менеджер, свободные финансовые ресурсы и др.
Внешние возможности – складываются на рынке.
Внешние угрозы – потенциально неблагоприятные условия, из-за которых организация сумеет или не сумеет воспользоваться инструментом для достижения собственных целей.
Внутренние угрозы:
1 тип:
- снижение трудовой дисциплины;
- устаревание основных фондов;
- снижение квалификации;
2 тип:
- снижение конкурентоспособности;
- несоответствие квалификации кадров требованиям рынка;
- природные, политические, экологические и другие, исходящие из внешней среды.
Тема 5 «Цели организации»
Аргументированная постановка и выработка целей и поиск способов их достижения является краеугольным камнем СМ.
|
|
Направления, по которым устанавливаются цели организации:
1. Прибыльность (виды объема прибыли, Рентабельность, доход на акцию)
2. Положение на рынке (доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля продавцов в общем объеме продаж)
3. Производительность (ФЕ, ФО, ТЕ...)
4. Финансовые ресурсы (движение денег в организации, оборачиваемость капитала)
5. Мощность организации (потенциал, занимаемые площади, количество единиц ОПФ, степень дифференциации продукта, количество работников)
6. Разработка и производство продуктов и обновление технологий (НИОКР, сроки введения в эксплуатацию нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта)
7. Изменение в организации, на фирме (виды необходимых изменений в организации, реструктуризация), сроки введения изменений и затраты.
8. Человеческие ресурсы (количество прогулов, текучесть кадров, работа с клиентами, культура обслуживания, скорость и качество, число жалоб, рекламаций)
9. Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения)
10. Социально-ориентированный бизнес
11. Работа с конкурентами и клиентами
Цели:
- быстрого роста (цели экспансии), фирма опережает темпами роста аналогичные в отрасли.
- стабильного роста, не предполагается быстрый рост, темпы роста фирмы соответствуют темпам роста в отрасли. Главное усилие – сохранить освоенный сегмент рынка.
- цели сокращения, когда по некоторым причинам организация развивается медленнее отрасли. Сокращению могут подлежать: виды бизнеса, объемы производства и реализации, реорганизация фирмы, персонал, подразделения
В такой ситуации не осваиваются новые рынки, технологии, не реализуются капиталоемкие проекты. Необходимо аккумулировать ресурсы для освоения новых перспективных видов деятельности.
В организации три цели спокойно перетекают одна в другую без нарушения деятельности.
Свойства целей:
- соподчиненность, цели нижележащего уровня вытекают из целей нижестоящего уровня;
- развертываемость, более общая цель конкретизируется в локальных целях;
- все цели на любом уровне не равноважны.
Требования к целям:
- достижимость - совместимость
- непротиворечивость - гибкость
- приемлемость - соизмеримость
- конкретность
Процесс формирования целей может протекать двояко:
- централизованно (сверху вниз)
- децентрализовано (цели устанавливаются на верхнем уровне управления с последующим согласованием и последующей коррекцией на других уровнях – снизу вверх, приветствуется делегирование полномочий)
Хронология постановки целей в организации:
1) Анализ среды функционирования в организации
2) Миссия организации
3) Постановка целей
Способы установления целей:
- ситуационный, в зависимости от требований ситуации сложившейся на рынке
- упреждающий, устанавливаются долгосрочные цели, а на их базе детализируются срочные цели. По достижению срочных целей разрабатываются новые долгосрочные цели.
Формы принятия решений по целям:
- авторитарная
- коллегиальная
- партисипативная (решения принимают те, кто отвечают за их реализацию)
- снизу вверх
Функции целей:
- распределительная, в соответствии с целями распределяются ресурсы по видам деятельности, по рынкам и др.
- идентификационная, сопоставление соответствующих устремлений людей с целями своих подразделений и деятельностью фирмы в целом
- преобразующая, стремление реализации целей фирмы неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов деятельности
- эмоциональная, цели вызывают у работников разные эмоциональные состояния
- символическая, влияние целей не только на работников, но и на окружающую среду.
|
|